1. Какова природа человека? В чём проявляются его биологическое и социальное начала? 2. Какие бывают потребности человека? Имеют ли они границы? 3. Что служит средством удовлетворения потребностей человека? 4. Что такое самореализация? 5. Что делает человека личностью? 6. Как человек познаёт себя и окружающий мир? 7. Зачем человеку нужно познавать себя? Почему человека называют биосоциальным существом? Вспомните, какие преимущества дали людям изображённые на картинке орудия. 1. Назовите основные преимущества, которые дало человеку умение создавать орудия труда. 2. Какое влияние на самого человека оказало развитие его трудовых навыков? Как вы думаете, в чём состоит принципиальное отличие «сельского хозяйства» и «конвейерного производства» муравьев и человека? 1. Какие основные преимущества имеют социальные существа? 2. Как вы думаете, почему способность к альтруизму крайне редко встречается в животном мире? 1. Почему отсутствие многих врождённых навыков даёт человеку преимущество перед другими существами? 2. Согласны ли вы с тем, что индивид — проявление биологических качеств, а личность — проявление социальных качеств? 1. Б. Паскаль утверждал, что человек — слабейшее из творений природы. Что позволило ему так сказать? Как эта мысль соотносится с утверждением В. Голобородько: «Человек — венец природы: умнее не только флоры, но и фауны». Как вы считаете, человек — венец природы или слабейшее из существ? 2. Ответьте на главный вопрос урока. Приведите примеры, иллюстрирующие биологическое и социальное в человеке. 3. Какое влияние на человека оказало развитие его трудовых навыков? 4. Назовите основные преимущества, которые дало человеку умение создавать орудия труда. 5. В чём заключаются основные преимущества социальности? Существуют ли у неё недостатки? 6. Инстинкты есть не только у животных, но и у человека. Соберите информацию о том, какую роль инстинкты играют в жизни людей. Всегда ли хорошо следовать инстинктам? 7. Как вы думаете, какое значение имеет социализация в жизни человека? Какие умения и навыки приобретаются в ходе социализации? В каком возрасте заканчивается социализация? 8. Какие аргументы можно привести в подтверждение следующей точки зрения: «Человеком не рождаются, человеком становятся»? 9. Представьте, что кто-то из ваших знакомых рассуждает таким образом: «Везёт муравьям и пчёлам. Они как родятся, сразу же всё умеют и знают. Им в школу ходить не надо, уроки делать... Может, учёные то же самое придумают и для человека». Как вы можете прокомментировать эти слова? В чём состояла ошибка в рассуждениях Джима? Опираясь на изученный материал, назовите особенность человеческой природы, которую не учёл в своих рассуждениях собеседник Гека.