Возможно ли дружить со всеми? Влияют ли на вас окружающие люди? Какие способы влияния на людей выбираете вы? Какое влияние оказывают темперамент и характер человека на отношения с другими людьми? Почему человек нуждается в друге? Приведите примеры настоящей дружбы из истории и литературы. Можете ли вы привести пример из жизни взрослых людей, которые сохранили школьную дружбу? Какие стили межличностных отношений преобладают в знакомстве, любви, товариществе, дружбе? Всегда ли вы доверяете своим друзьям? Если не всегда, что является причиной недоверия? Приведите примеры труда, основанного на отношениях сотрудничества. Умеете ли вы работать в команде? Свойственно ли вам чувство состязательности? В какой области деятельности вы соревнуетесь и с кем? Приходилось ли вам быть свидетелем того, как перепады настроения, негативные эмоции наносят вред взаимоотношениям людей? Что бы вы посоветовали тем, кто, оказавшись в такой ситуации, не видит выхода из неё? Каким образом осуществляется связь между поколениями? Кто из известных исторических личностей вызывает у вас чувство симпатии или антипатии? Почему? О ком из известных вам людей (литературных персонажей) вы бы могли сказать: «Он настоящий альтруист»? Приходилось ли вам сталкиваться с теми, кто думает только о личном интересе? При ответе используйте памятку 8. Приведите примеры (из личного опыта, художественной литературы, истории), когда индивидуализм: а) мешал человеку в его общении с другими; б) способствовал достижению личного успеха. 1. Какие качества необходимы человеку для нормального общения с другими людьми? 2. Какими принципами необходимо руководствоваться человеку, выстраивая свои отношения с другими людьми? 3. Что такое сотрудничество? Почему это важный принцип взаимоотношений в обществе? 4. Что означают такие качества личности, как альтруизм и индивидуализм? 5. Что такое симпатия и антипатия? 6. В чём проявляется дружба? Любовь? 7. Есть ли место равенству позиций в отношениях начальника и подчинённого, учителя и ученика? Свой ответ объясните. 8. Какое влияние на человеческие взаимоотношения оказывают симпатии и антипатии? 9. Какое значение в жизни человека имеют дружба и любовь? 10. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: «Кто сам хороший друг, тот имеет хороших друзей». (Никколо Макиавелли) 11. Есть ли у вас настоящий друг? Почему вы с ним дружите? 12. Бывали ли у вас случаи, когда вы разочаровывались в своём друге? К каким последствиям это приводило? 13. Из курса истории вспомните мифологические сюжеты о любви. Чему они учат? 14. На основе своего личного опыта и наблюдений сделайте вывод, часто ли в жизни встречается настоящая дружба. Почему? Можете ли вы привести такие примеры? 15. Представьте, что в вашем классе появился новый ученик. На какие черты новичка вы обратите внимание в первую очередь? Как, по вашему мнению, он должен себя вести? Предложите свой вариант знакомства с ним. 16. Прочитайте восточную притчу и объясните её смысл. Какое отношение она имеет к теме параграфа? «Жил - был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешок с гвоздями и сказал: „Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора“. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе молодой человек научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Наконец, пришёл день, когда юноша ни разу не потерял самообладание. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал: „Теперь каждый раз, когда тебе удастся сдержаться, ты сможешь вытащить из столба один гвоздь“. Через какое-то время наступил день, когда юноша сообщил отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял его за руку и подвёл к забору, сказав: „Ты неплохо справился, но видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. И когда человеку говоришь что-то злое, у него в душе остаётся шрам, как остались эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинишься, — шрам останется!“».