Что нужнее человеку в познании — чувства или разум? Вспомните, что отличает человека от животных. С какого возраста вы себя помните? Интересно ли вам познавать самого себя? Легко ли вам даётся учёба? Почему? Какой видят девочки окружающую действительность? Чем различаются взгляды девочек на самих себя? Можете ли вы вспомнить, когда вы впервые задумались над вопросом «Кто я?». Какие действия Катя совершала осознанно, а какие бессознательно? Приведите примеры бессознательных действий из своего опыта. Почему человеку важно знать о наличии бессознательного? Какие органы чувств вам известны? Свойственны ли ощущения животным? Попробуйте на основе своих представлений о ромашках, одуванчиках, колокольчиках и розах сформулировать понятие «цветок». Что возникает в вашем воображении, когда вы слышите слова «шторм», «тундра», «тайга», «север», «юг», «спортсмен»? Проследите за ходом рассуждений Кати. Найдите в них понятия, суждения и умозаключения. Определите, что стало самым весомым аргументом в её выборе. 1. Что такое сознание? Что человек осознаёт? 2. В чём проявляется бессознательное? 3. Что такое познание, из каких этапов оно состоит? 4. Какова сущность чувственного познания? Каковы его формы? 5. Что такое понятие, как оно образуется? 6. Почему сознание изменяется в течение всей жизни человека? Что влияет на изменение сознания? 7. Объясните значение высказывания премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (1874—1965): «Изменяя своё сознание, человек создаёт свою вселенную». 8. К каким выводам (умозаключениям) вы придёте, основываясь на следующей информации? «Все ученики школы № 1 изучают английский язык. Слава учится в школе № 1. Следовательно, Слава…» «Династия Романовых правила в России с 1613 по 1917 г. Российский император Павел I правил с 1796 по 1801 г. Следовательно, Павел…» 9. Прочитайте даосскую притчу и объясните её смысл. Какое отношение она имеет к теме параграфа? «Однажды могучий воин пришёл к Птице — Хранительнице Чёрного Камня за советом. — Я хочу стать сильнее, — сказал воин. — Что для этого надо сделать? — Подними эту скалу, — попросила Птица. Но воин не смог выполнить её просьбу. — Сила твоих мыслей таится в груди, — сказала Птица, — поэтому тебе тяжело поднимать скалу. Ты неустойчив и слаб. Попробуй опустить силу мыслей в ноги, для чего представь себя деревом, а стопы — корнями… Воин последовал совету Птицы и без труда поднял скалу». 10. Известны ли вам примеры состязания между человеком и компьютером? Каковы их результаты? 11. Назовите все органы чувств. Какой из них даёт вам больше информации о мире, а какой меньше? Расставьте все органы чувств в порядке уменьшения для вас их роли как источников информации. 12. Родители предложили вам выбор: провести лето на даче или в спортивном лагере. Каким будет ваше рассуждение, предшествующее принятию решения? 13. Посмотрите на иллюстрации и опишите свои ощущения. 14. Вместе с соседом по парте возьмите по одной обычной шариковой ручке. Каждый в своей тетради перечислите все ощущения, которые вы можете от неё получить. Результаты сравните. с 65