Что важнее для человека — удовлетворение физиологических или социальных потребностей? Без чего вы не представляете своей жизни? Расставьте свои потребности в порядке увеличения значимости для вас. Что такое способности? Какие существуют виды способностей? Назовите основные потребности человека. В дополнительных источниках найдите информацию о том, сколько времени человек может обходиться без еды, воды, сна. Существует ли потребность в безопасности у животных? Чем были вызваны изменения, произошедшие в Катином поведении? Попробуйте объяснить связь потребностей и способностей на примере из вашего личного опыта. Какие виды потребностей отражают иллюстрации на с.37? К сожалению, никто не застрахован от несчастного случая и болезней. Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к своему недугу? Почему разные люди по-разному справляются с проблемами своего здоровья? Какую роль в этом играют окружающие? Современные учёные предлагают называть людей с серьёзными проблемами со здоровьем не «людьми с ограниченными возможностями», а «людьми с особыми потребностями». Как вы думаете, почему? Какую роль эти люди играют в жизни общества? Как вы думаете, в чём причина того, что у некоторых подростков появляются мнимые потребности? Какие рекомендации можно дать таким ребятам? Какие интересы есть в вашей жизни? Почему вам это интересно? Кратко охарактеризуйте процесс превращения ваших устойчивых потребностей в интерес. Как различаются интересы девочек и мальчиков вашего возраста? 1. Назовите основные потребности человека. 2. Как взаимосвязаны потребности и интересы? 3. Как взаимосвязаны потребности и способности? 4. Как интерес влияет на активность человека? 5. Какие потребности объединяют животных и человека, а какие их различают? 6. Каждый ли человек способен «подняться» на вершину пирамиды потребностей по Маслоу? 7. Поработайте со словарём, найдите разные значения слова «интерес». Какое из них применимо к теме параграфа? 8. Расскажите, как средневековый человек реализовывал свою потребность в безопасности. 9. На основе своего личного опыта приведите примеры того, как технический прогресс влияет на удовлетворение физиологических потребностей человека. 10. Расставьте все виды потребностей по пирамиде А. Маслоу в порядке их значимости для вас. Могли бы вы перешагнуть через какую-либо из ступеней этой пирамиды? В какой ситуации? 11. Представьте, что вам на день рождения родственники подарили 1000 рублей. На что вы потратите эти деньги? Оцените свой выбор с точки зрения пирамиды потребностей. 12. Какую роль играет интерес в вашей учёбе? К какой области знаний вы могли бы применить слова: «мне это интересно», «для меня это важно», «мне это нужно»? 13. На примере своей семьи определите, как различаются интересы людей, принадлежащих к разным поколениям (папы и мамы, бабушки и дедушки, старшие (младшие) братья и сёстры и т. д.). 14. Проведите в классе игру-тренинг «Собираемся в поход». Разделитесь на группы по 3—5 человек. Представьте ситуацию, когда родители отправляют вас в летний лагерь на отдых. Вся необходимая одежда уже собрана, и вам можно взять ещё пять предметов. Обсудите в группе, какие это будут предметы. Выстройте их в порядке уменьшения значимости для членов вашей группы. Подведите итоги. Сравните ответы. Есть ли различия? С чем они связаны? Какую потребность удовлетворяют выбранные вами вещи? 15. Используя дополнительные источники информации и Интернет, составьте сообщение о человеке с ограниченными возможностями здоровья, сумевшем добиться значительных успехов в творчестве, труде или спорте. 16. Придумайте и нарисуйте плакат на тему «Осторожно: мнимые потребности!». Организуйте в классе выставку плакатов.