Трудно ли стать личностью? Каково ваше первое воспоминание о себе? Вспомните сюжет книги Р. Киплинга «Маугли». Могли бы события и финал истории о Маугли произойти в реальной жизни? Пользуясь памяткой 10 и текстом параграфа, определите, представителей каких темпераментов изобразил художник Х. Бидструп (c.24). Можете ли вы обнаружить в себе черты характера ваших родных? Опишите характер основных героев сказки Ш. Перро «Золушка», изображённых художником. Объясните смысл индийской мудрости: «Посеешь характер — пожнёшь судьбу». Назовите имена известных вам талантливых людей в различных сферах деятельности. Какие положительные качества своей личности вы можете назвать? Кто или что помогло вам приобрести эти качества (родители, учителя, друзья, книги и т. д.)? Можно ли сказать, что с их помощью вы постигаете нормы поведения, необходимые в обществе? Какие качества личности проявились в поступке Кати? Способствуют ли подобные ситуации приобретению жизненного опыта? 1. Дайте определения понятий «индивид» и «индивидуальность». Определите, в чём состоят их сходство и различия. 2. Что составляет индивидуальность? Дайте краткую характеристику этих составляющих. 3. Какие качества присущи личности? Кто и что влияет на формирование личности? 4. Как соотносятся задатки, способности, талант и гениальность? 5. Какие факторы влияют на развитие способностей? Назовите виды способностей и приведите их примеры. 6. Какие существуют типы темпераментов? Как они проявляются в жизни? 7. Как взаимодействуют характер и темперамент? Почему характер каждого человека является уникальным? 8. Кто имеет большое влияние на формирование вашей личности: родители, друзья, учителя или книги, кино, виртуальная реальность и т. д.? 9. В чём вы видите смысл вашей жизни в настоящее время? 10. Какие исторические личности, на ваш взгляд, достойны подражания? Ставили ли вы себя на место этих личностей и как вам это помогало в самовоспитании? 11. Составьте связный рассказ по схеме на с.274. 12. Что влияет на развитие ваших способностей? Как бы вы оценили свои способности по десятибалльной системе? 13. Хотелось бы вам изменить какие-то черты своего характера? Если да, то как это можно сделать? 14. Как вы думаете, почему гениев, как правило, плохо понимают их современники? 15. Как вы понимаете слова французского философа Вольтера: «Образование развивает способности, но не создаёт их»? 16. Среди известных вам литературных героев выберите и назовите личности тех, кого отличают отрицательные качества (например, жадность, коварство, злоба). Перечислите тех, кого вы назвали бы добрым, милосердным, трудолюбивым и т. д. 17. Имена каких гениальных людей вам известны? Расскажите об их вкладе в науку или культуру. 18. Используя памятку 9, дайте характеристику одного из талантливых людей. 19. Из литературы и истории подберите примеры того, как жизненные обстоятельства влияли на характер литературного героя или исторического деятеля. Приведите примеры самовоспитания литературного героя или исторического деятеля. Какие цели он при этом ставил? 20. Прочитайте притчу и объясните её смысл. Какое отношение она имеет к теме параграфа? «Женщине приснился сон, что она обратилась к Господу Богу. — А что у Тебя можно попросить? — спросила женщина. — У меня можно попросить всё, — прозвучал ответ. — В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и дал женщине маленькую коробочку. — И это всё?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина. — Да, это всё, — ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что я раздаю только семена?» 21. Определите, каким темпераментом обладает каждый странник из рассказа И. Круга «Торопись не спеша».