Всегда ли человек и группа оказывают положительное влияние друг на друга? Перечислите группы людей, членом которых вы являетесь. Опираясь на свои знания из истории, приведите примеры неприятия и конфликта между членами разных групп. Из перечисленных вами групп, членом которых вы являетесь, какие можно отнести к малым, а какие — к большим? Является ли ваш класс коллективом? Почему вы так думаете? Какую из этих ролей чаще всего играете вы? Нравится ли вам эта роль? Свой ответ аргументируйте. Как вы думаете, почему команде Кати и Серёжи удалось победить? Как вы понимаете выражение «командный дух»? Что отличает деятельность группы с сильным командным духом? Известны ли вам коллективные подвиги наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны или в настоящее время? Предположите, почему в условиях войны или чрезвычайной ситуации люди часто проявляют массовый героизм. Используя иллюстрации и ваш личный опыт, опишите поведение музыкальных и спортивных фанатов. Выскажите своё мнение о подобном поведении толпы. В чём заключается общественная опасность агрессивной толпы? Почему такая толпа опасна и для самих участников беспорядков? Придумайте и нарисуйте свой символ толерантности. 1. Что такое малая группа? Приведите примеры. 2. Какую группу можно назвать коллективом? 3. В чём состоит роль лидера группы? 4. Каковы положительные и отрицательные стороны группового поведения? 5. В чём состоит опасность толпы? 6. В каких случаях используются понятия «я», «мы», «они»? Из исторического прошлого и современности приведите примеры применения понятия «они» в негативном и позитивном значениях. 7. Что такое толерантность? Чем она отличается от безразличия? 8. Хотите ли вы быть лидером и почему? 9. Представьте, что кто-то из вашего класса обязательно должен идти на собрание, но все, в том числе вы, заняты. Что вы предпримете: 1) пойдёте сами; 2) попытаетесь уговорить кого-то из знакомых; 3) будете сидеть тихо, чтобы вас не попросили? Объясните, какой выбор, на ваш взгляд, больше соответствует роли лидера. 10. Какая, по вашему мнению, существует зависимость между лидером вашей школьной группы и её членами: группа приспосабливается к требованиям своего лидера или лидер подчиняется общим требованиям членов группы? 11. Как вы думаете, кто является лидером в вашей семье? Почему? Совпадает ли ваша точка зрения с мнением родителей? 12. Как вы считаете, каким образом и почему появляются лидеры? Какими качествами, по вашему мнению, они должны обладать? 14. Составьте универсальные правила поведения человека, которые помогут ему жить в согласии с представителями тех групп, к которым он не принадлежит. 15. В деятельности каких групп вы принимали участие? Чем этот опыт вам запомнился? Удалось ли вашей группе (классу, команде, бригаде) достичь значимого, на ваш взгляд, результата? Какие коллективные действия этому способствовали? В чём выразился ваш личный вклад в результат общего дела? Могли бы вы сделать больше, чем сделали? Что этому препятствовало? 16. Представьте, что вашему классу поручили важное общественное дело — поздравить всех учителей школы с Днём учителя (или другим праздником). Совместно с товарищами по классу попробуйте написать план действий вашего класса в подобной ситуации, продумайте распределение обязанностей и ответственность каждого ученика. Используйте разработанный план накануне ближайшего праздника. 17. Найдите в периодической печати или Интернете примеры группового поведения. Определите причины успешности или неудачи коллективных действий в найденных примерах. 18*. Какие примеры действий толпы вы можете привести из современной общественной жизни? Расскажите о них. Дайте оценку этим действиям. Сформулируйте правила поведения в толпе.