Александр Сергеевич Пушкин
Страница 145
Вопросы и задания
1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина.
Императорский царский сельский лицей, предназначен для обучения, воспитания дворян.
Лицей как учебное заведение, созданное для образования дворянства. Август 1811 - поступление в лицей.
Дата, когда А.С. Пушкин поступил в лицей. 19 октября 1811 года - открытие лицея.
День открытия царского лицея, важное событие в его истории. Правила поведения и распорядок дня.
Установленные правила и режим в лицее, которые влияли на жизнь учеников. Благоприятная атмосфера для развития творчества.
Описание атмосферы в лицее, которая способствовала творческому развитию студентов. В лицее царил культ товарищества.
Упоминание о культе товарищества в лицее, важном аспекте образования. Друзья Пушкина: Антон Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, Малиновский и др.
Перечисление друзей Пушкина, с которыми он общался в лицее. Отечественная война 1812 - национально патриотический подъем.
Событие Отечественной войны 1812 года, которое оказало влияние на молодого Пушкина. Выпуск лицея.
Завершение учебы в лицее и переход в новый этап жизни.
2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный, мемуарист.
Культ - это система верований, обрядов, поклонения, которая часто связана с религией или какой-либо духовной практикой. Это также может означать высокую степень популярности и почитания чего-либо или кого-либо, как, например, культ личности.
Прогрессивный - это прилагательное, описывающее что-либо, что движется вперед, развивается, стремится к улучшению и изменениям. Прогрессивный может относиться как к технологии, обществу, идеям, так и к людям, которые поддерживают и пропагандируют передовые идеи.
Мемуарист - это человек, который пишет мемуары, то есть автобиографические записи или воспоминания о своей жизни, событиях или переживаниях. Мемуарист создает литературные произведения, основанные на собственном опыте и воспоминаниях.
3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста?
Поступление в лицей в августе 1811 года: Это было началом его образования в престижном учебном заведении, которое оказало значительное влияние на его формирование как личности и будущего поэта.
Открытие лицея 19 октября 1811 года: День открытия лицея был важным событием, ознаменовавшим начало его учебы в этом учебном заведении.
Лицейские правила поведения и распорядок дня: Пушкин стал знаком с жизнью в лицее, его правилами и режимом дня, что также повлияло на его воспитание и образование.
Визит Г.Р. Державина в лицей: Важное событие, когда Пушкин читал перед Державиным свои стихи и вызвал восторг у великого поэта, что способствовало признанию его таланта в лицее и за его пределами.
Дружба и общение с такими личностями, как Антон Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, Малиновский и другие: Это важная часть его лицейской жизни, влиявшая на его мировоззрение и культурное развитие.
Отечественная война 1812 года: Этот исторический момент, произошедший во времена его обучения в лицее, оказал значительное воздействие на национальное патриотическое чувство Пушкина и вдохновил его на создание патриотических произведений.
Выпуск из лицея: Окончание обучения в лицее и переход к новому этапу жизни, который был заполнен творчеством и литературной деятельностью.
4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи.
Воспоминания А.С. Пушкина о Г.Р. Державине позволяют нам увидеть, как юный поэт воспринимал великого поэта своего времени. Для него Державин был ярким образцом поэтического мастерства и глубокой мысли. Чувства Пушкина, читающего свои стихи перед Державиным, были полными волнения и восхищения. Этот эпизод показывает его поэтическую страсть и желание произвести впечатление на великого поэта.
5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, созданные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета?
Портрет Е.И. Гейтмана: Он может быть более реалистичным и приближенным к внешнему облику Пушкина. Гейтман стремился передать более натуральные черты лица и внешность поэта.
Портрет В.А. Фаворского: Этот портрет может быть более идеализированным и художественным. Фаворский, возможно, уделял больше внимания выразительным чертам и артистическому стилю.
6*. Что представляет собой Лицей в наши дни? Подготовьте небольшое сообщение.
Зимнее утро
Зимний вечер
Страница 147
Возвраящаясь к теме
В каком стихотворении А.С. Пушкина, изученном вами в 5 классе, воссоздан зимний пейзаж? Каким настроением наполнено это стихотворение?
Постарайтесь самостоятельно охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» по данному примерному плану.
План
1. Тема и основные мотивы стихотворений. (Необходимо вспомнить определение понятий «тема» и «мотив».)
2. Образный мир и его краткая характеристика.
3. Средства художественной выразительности и их роль.
4. Мир переживаний, представлений и чувств — пафос стихотворений. Послушайте записи выразительного чтения этих стихотворений и определите, насколько точно переданы чувства лирического героя.
Тема и основные мотивы:
"Зимний вечер": Основная тема - зимний пейзаж, природа в зимнем одеянии. Мотивы - холод, уединение, природная красота. "Зимнее утро": Тема - утренний зимний пейзаж, природное пробуждение. Мотивы - утро, солнце, красота природы. Образный мир: "Зимний вечер": Стихотворение описывает мрачный и холодный зимний вечер, снежную бурю и уединение. Образы: бури, снега, одиночества. "Зимнее утро": В стихотворении передается красота зимнего утра, ясное небо, солнце и природное обновление. Образы: мороза, солнца, янтарного блеска. Средства художественной выразительности и их роль: "Зимний вечер": В стихотворении используются сравнения (снег как зверь, ветхая лачужка как старушка), метафоры (буря как дитя), олицетворения (буря зовет и плачет). Эти средства создают образ холодной и беспокойной зимней ночи. "Зимнее утро": В стихотворении также используются сравнения (снег как ковры, ель сквозь иней), метафоры (мороз и солнце как друзья), олицетворения (солнце как Аврора). Эти средства придают стихотворению яркость и красочность. Мир переживаний, представлений и чувств: "Зимний вечер": В стихотворении чувствуется одиночество и меланхолия, характерные для зимнего вечера. Лирический герой ощущает бурю и природную силу, что отражается в его эмоциях. "Зимнее утро": Здесь передается радость и восхищение перед красотой природы в зимнее утро. Лирический герой переживает положительные эмоции и радуется природе, которая просыпается после ночи. Оба стихотворения отражают разные стороны зимней природы и человеческих эмоций, однако "Зимний вечер" более мрачен и меланхоличен, в то время как "Зимнее утро" преобладает радость и восхищение красотой мира.
Страница 153
1. Составьте схему ямбической стопы. Как выглядит схема хорея?
2. Определите размер следующих стихотворных строк:
а) «Мороз и солнце; день чудесный...»;
б) «Мой первый друг, мой друг бесценный...»;
в) «Подруга дней моих суровых...».
Дубровский
Страница 158
1. Расскажите о творческой истории романа «Дубровский».
Роман "Дубровский" был создан Александром Пушкиным в 1832–1833 годах. Он вдохновился рассказом своего друга П. В. Нащокина о белорусском дворянине Островском, который после потери своего имения стал разбойником. Пушкин переделал сюжет, изменяя имя главного героя на Дубровского. Действие романа происходит в 1820-е годы и занимает приблизительно полтора года. Изначально рукопись не имела названия, но издатели при первой публикации в 1842 году дали ему название "Дубровский".
2. Прочитайте определение жанра романа. Можно ли утверждать, что роман отличается от других эпических жанров только своим объёмом?
Роман — это эпический литературный жанр, характеризующийся разнообразием сюжетных линий, глубоким психологическим изучением персонажей, исследованием их внутреннего мира и эмоциональных переживаний. Роман имеет большие временные рамки, множество персонажей и часто предоставляет полное представление о жизни и обществе. Он отличается от других эпических жанров не только объемом, но и богатством художественных приемов, многоплановостью сюжета и глубоким анализом человеческой природы. Страница 251-254
1. Вы прочитали о том, что послужило основой романа «Дубровский». Как вы думаете, почему автор решил дать другие фамилии своим героям и назвать своё произведение «Дубровский», а не «Островский»?
Автор, вероятно, решил изменить фамилии своих героев и назвать произведение "Дубровский", чтобы соблюсти дистанцию и уважение к реальным людям, чьи истории послужили основой для романа. Замена фамилии могла быть сделана для того, чтобы придать герою большую выразительность и стилизовать произведение как художественное творение, а не дословное повествование о реальных событиях.
2. Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея?
Роман "Дубровский" обладает уникальной привлекательностью, и мне понравилась его глубина и многогранный характер. Основная идея касается борьбы с социальной несправедливостью, представлена через судьбу героя и его стремление к справедливости. Также, роман затрагивает темы дружбы, чести и долга перед родиной.
3. Что выделяло Троекурова и Дубровского из среды других помещиков? Каково отношение автора к каждому из них и как это проявилось?
Троекуров представлен как богатый помещик, наслаждающийся своим статусом и злоупотребляющий своей властью. Дубровский, напротив, отличается гордостью и независимостью, несмотря на свою бедность. Его характер пронизан стремлением к справедливости и героизмом.
4. Расскажите о ссоре Дубровского и Троекурова. На чьей стороне автор? Кто виноват в ссоре?
Ссора между Дубровским и Троекуровым возникает из-за недопонимания и ложных обвинений. Автор явно на стороне Дубровского, изображая его как честного и благородного человека, а Троекурова - как аморального и жестокого.
5. Какова причина принятого судом решения? Как относятся Дубровский и автор к постановлению суда?
Причиной принятого судом решения была коррупция и влияние богатых помещиков. Дубровский относится к этому решению с горечью и обидой, считая его несправедливым. Автор, скорее всего, разделяет эти чувства, демонстрируя беспомощность перед системой.
6. Кто вызвал Владимира Дубровского домой и почему? Что вы могли бы рассказать о характере младшего Дубровского? Меняется ли он на протяжении романа?
Владимира Дубровского вызвала няня отца для того, чтобы он навестил умирающего отца. Младший Дубровский изначально представлен как расточительный и честолюбивый. Он меняется на протяжении романа, становясь более романтичным и мягким под влиянием событий.
7. Зачем автор вводит в речь Антона пословицы: «Плетью обуха не перешибёшь», «Было бы корыто, а свиньи–то будут», «На чужой рот пуговицы не нашьёшь»? Дайте письменно истолкование любой понравившейся вам пословицы. Как, судя по пословицам, простые люди отнеслись к ссоре господ? Какие черты народного характера раскрываются автором в образе Архипа?
Пословицы вводятся для придания выразительности и характера речи Антона. "На чужой рот пуговицы не нашьёшь" может трактоваться как предупреждение о том, что вмешиваться в чужие дела может принести неприятности. Простые люди, судя по пословицам, понимают сложность ссоры господ и видят ее безвыходность. Архип, в свою очередь, представляет черты русского народного характера, такие как великодушие, доброта и самоотдача.
8*. Составьте словарик эпохи, воспользовавшись для работы «Толковым словарём» В.И. Даля. Дайте толкование слов: губерния, отъезжее поле, приказчик, заседатель, псари, стремянные, холоп, писарь, протравить, картуз, фризовая шинель.
Губерния: Административно-территориальная единица в Российской империи. Губернии делились на уезды, а уезды - на волости. Каждая губерния имела своего губернатора.
Отъезжее поле: Земельный участок, который предоставлялся дворянину для временного пользования, но не на постоянной основе. Позволяло владельцу использовать землю, но без права ее продажи или передачи наследникам.
Приказчик: Человек, исполняющий приказы или поручения. В данном контексте, часто административный служащий, следящий за исполнением указаний хозяина, особенно в сельском хозяйстве.
Заседатель: Член общественного собрания или совета. В контексте того времени, это мог быть представитель дворянства, участвующий в обсуждении вопросов, касающихся управления и вопросов общественной жизни.
Псари: Название для собак, часто используемых в домашнем хозяйстве. В данном случае, вероятно, ссылаются на слуг, выполняющих функции охраны и службы.
Стремянные: Относящиеся к стременам, части седла для ног верхового наездника. В данном контексте, возможно, связано с верховой ездой.
Холоп: Крепостной, крестьянин без собственности, зависимый от помещика. В историческом контексте, это был человек, лишенный свободы и прав.
Писарь: Человек, занимающийся письменными делами и документацией. В данном случае, вероятно, административный служащий, ответственный за ведение бумажной работы.
Протравить: Обработать зерно или семена для защиты от болезней или вредителей. В данном контексте, возможно, относится к сельскому хозяйству и подготовке семян для посева.
Картуз: Головной убор, похожий на мягкую шапку без тульи. В данном контексте, это мог быть элемент одежды обычного человека.
Фризовая шинель: Теплая верхняя одежда, обычно сделанная из фриза - ткани с коротким ворсом. Шинель была популярной формой верхней одежды в холодных климатах.
9. Зачем, по–вашему, в романе переставлены события таким образом, что мы лишь в ХI главе узнаём, что Дефорж и Дубровский одно и то же лицо? Восстановите хронологическую последовательность событий, перескажите фабулу произведения.
10. Заполните таблицу «Князь Верейский и Владимир Дубровский в судьбе Марьи Кириловны», опираясь на текст романа А.С. Пушкина.
11. Как вы объясняете жестокое отношение Троекурова к любимой дочери и выбор Верейским спутницы жизни?
Жестокое отношение Троекурова к дочери и выбор Верейским спутницы жизни можно объяснить социокультурными нормами и ожиданиями того времени. В традиционном обществе часто существовала практика аранжированных браков, где родители принимали решения относительно выбора жениха или невесты. В данном случае, Троекуров, вероятно, следовал общепринятым обычаям, считая такой выбор благоприятным для обеспечения социального статуса и благосостояния своей семьи. Он мог видеть в браке с Верейским выгоду и союз двух влиятельных семей.
В отношении дочери Троекуров мог придерживаться строгих норм и ожидать от нее подчинения и выполнения семейных обязательств. Такое отношение к дочери могло казаться жестким современному человеку, но тогдашние общественные структуры и представления о семейных ценностях могли влиять на такое поведение.
12. В какой роли главный герой Владимир Дубровский показался вам наиболее привлекательным?
В роли Дефоржа, Владимир Дубровский проявляет себя смелым, умным и воспитанным. Эти черты характера делают его привлекательным для читателя. Смелость и решительность в сочетании с умом придают ему героический облик. Воспитание и культура Дубровского добавляют к его образу изысканность и привлекательность.
13. Почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, и ожидали ли вы такой развязки?
Маша отказалась уйти с Дубровским, вероятно, из-за социокультурных и религиозных норм того времени. Обряд венчания, согласно религиозным убеждениям, создавал неразрывную связь между мужем и женой. Маша могла почитать этот союз святым и несмотря на неприязнь к мужу, отказаться от свободы, предпочитая оставаться законной женой.
Ожидание такой развязки могло быть, учитывая социокультурный контекст произведения. Религиозные темы и нравственные дилеммы часто влияют на сюжеты того времени, создавая драматические повороты в сюжете.
Какие качества героев русского фольклора присущи Владимиру Дубровскому? Обоснуйте свой ответ.
Владимир Дубровский обладает качествами, которые часто характеризуют героев русского фольклора. Его честность, благородство, борьба за справедливость, а также способность к перевоплощению и заступничеству за обездоленных могут напоминать о героях русских народных сказок. Эти черты делают его типичным представителем русского литературного фольклора, где герои часто выступают в защиту правды и справедливости.