Александр Сергеевич Пушкин Страница 145 Вопросы и задания 1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина. 2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный, мемуарист. 3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста? 4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи. 5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, созданные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета? 6*. Что представляет собой Лицей в наши дни? Подготовьте небольшое сообщение. Зимнее утро Зимний вечер Страница 147 Возвраящаясь к теме В каком стихотворении А.С. Пушкина, изученном вами в 5 классе, воссоздан зимний пейзаж? Каким настроением наполнено это стихотворение? Вопросы и задания Постарайтесь самостоятельно охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» по данному примерному плану. План 1. Тема и основные мотивы стихотворений. (Необходимо вспомнить определение понятий «тема» и «мотив».) 2. Образный мир и его краткая характеристика. 3. Средства художественной выразительности и их роль. 4. Мир переживаний, представлений и чувств — пафос стихотворений. Послушайте записи выразительного чтения этих стихотворений и определите, насколько точно переданы чувства лирического героя. Страница 153 Вопросы и задания 1. Составьте схему ямбической стопы. Как выглядит схема хорея? 2. Определите размер следующих стихотворных строк: а) «Мороз и солнце; день чудесный...»; б) «Мой первый друг, мой друг бесценный...»; в) «Подруга дней моих суровых...». Дубровский Страница 158 Вопросы и задания 1. Расскажите о творческой истории романа «Дубровский». 2. Прочитайте определение жанра романа. Можно ли утверждать, что роман отличается от других эпических жанров только своим объёмом? Страница 251-254 Вопросы и задания 1. Вы прочитали о том, что послужило основой романа «Дубровский». Как вы думаете, почему автор решил дать другие фамилии своим героям и назвать своё произведение «Дубровский», а не «Островский»? 2. Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? 3. Что выделяло Троекурова и Дубровского из среды других помещиков? Каково отношение автора к каждому из них и как это проявилось? 4. Расскажите о ссоре Дубровского и Троекурова. На чьей стороне автор? Кто виноват в ссоре? 5. Какова причина принятого судом решения? Как относятся Дубровский и автор к постановлению суда? 6. Кто вызвал Владимира Дубровского домой и почему? Что вы могли бы рассказать о характере младшего Дубровского? Меняется ли он на протяжении романа? 7. Зачем автор вводит в речь Антона пословицы: «Плетью обуха не перешибёшь», «Было бы корыто, а свиньи–то будут», «На чужой рот пуговицы не нашьёшь»? Дайте письменно истолкование любой понравившейся вам пословицы. Как, судя по пословицам, простые люди отнеслись к ссоре господ? Какие черты народного характера раскрываются автором в образе Архипа? 8*. Составьте словарик эпохи, воспользовавшись для работы «Толковым словарём» В.И. Даля. Дайте толкование слов: губерния, отъезжее поле, приказчик, заседатель, псари, стремянные, холоп, писарь, протравить, картуз, фризовая шинель. 9. Зачем, по–вашему, в романе переставлены события таким образом, что мы лишь в ХI главе узнаём, что Дефорж и Дубровский одно и то же лицо? Восстановите хронологическую последовательность событий, перескажите фабулу произведения. 10. Заполните таблицу «Князь Верейский и Владимир Дубровский в судьбе Марьи Кириловны», опираясь на текст романа А.С. Пушкина. 11. Как вы объясняете жестокое отношение Троекурова к любимой дочери и выбор Верейским спутницы жизни? 12. В какой роли главный герой Владимир Дубровский показался вам наиболее привлекательным? 13. Почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, и ожидали ли вы такой развязки? Какие качества героев русского фольклора присущи Владимиру Дубровскому? Обоснуйте свой ответ.