ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф Страница 113 В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ЛОМОНОСОВА 1. Объясните значение слова привилегия, подберите к нему синонимы. 2. Какими словами М.В. Ломоносов характеризует кузнечика? Подумайте, почему поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования. 3*. В стихотворении содержится противопоставление презренна тварь — царь. В чём его смысл? 4. Найдите в стихотворении риторическое обращение. Какую роль оно играет в передаче смысла произведения, в его композиции? 5. Выпишите из стихотворения риторическую фигуру, которая передаёт восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика. 6. Выпишите из стихотворения рифмующиеся слова. Какая рифма не соответствует современным нормам произношения? 7*. Обозначьте приставки в словах бесплотен — беззаботен и определите значение этих слов. Подумайте, случайно ли М.В. Ломоносов ввёл эти слова в рифму. 8. Что воспевает поэт в этом стихотворении? В чём он видит счастье, блаженство? 9. Чем заканчивается стихотворение? Как вы понимаете последние строки? Весёлое или грустное это стихотворение? Послушайте запись выразительного чтения этого стихотворения . Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать настроение произведения? Страница 116 Вопросы и задания 1. Расскажите о М.В. Ломоносове, опираясь на статью учебника и репродукцию портрета, созданного художником Л.С. Миропольским. 2. Каким в изображении М.В. Ломоносова предстаёт Пётр I? Что особенно привлекает в императоре поэта, какие его заслуги перед Россией подчёркнуты в стихотворных строках («Се образ изваян премудрого героя...»)? 3. Обратите внимание на средства художественной выразительности в стихах М.В. Ломоносова, назовите их. 4. Подготовьте для выразительного чтения фрагмент из оды «На взятие Хотина». 5. Вы познакомились с несколькими произведениями М.В. Ломоносова, узнали некоторые сведения о нём. Сформулируйте вывод о том, почему Ломоносова называют энциклопедистом. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Василий Андреевич Жуковский Светлана Страница 138 Вопросы и задания 1. Что вы знаете о личности и творчестве В.А. Жуковского? Каким поэт предстаёт на портрете, написанном К.П. Брюлловым? 2. О чём говорится в самом начале баллады «Светлана»? Что вы знаете о гаданиях? 3. Как совмещается реальное и фантастическое в тексте? Какими приёмами это достигается? 4. Чем заканчивается баллада и в чём смысл такого финала? 5. Найдите в тексте «Светланы» завязку, кульминацию и развязку. Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог 6*. Как вы понимаете слова автора «Лучший друг нам в жизни сей / Вера в Провиденье»? Живое слово 1. Перескажите подробно содержание сна Светланы. 2.Подготовьте выразительное чтение всего произведения, подчеркнув интонацией реальные и фантастические моменты событий. Послушайте запись выразительного чтения заключительного фрагмента баллады. 3*. Подготовьте сообщение о святочных гаданиях, прокомментируйте строки в начале баллады, где речь идёт о действиях гадающих. Вы можете оформить своё сообщение в виде компьютерной презентации.