ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов
Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф
Страница 113
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ЛОМОНОСОВА
1. Объясните значение слова привилегия, подберите к нему синонимы.
Привилегия - это особое право, преимущество или льгота, предоставляемые государством или другим высшим органом.
2. Какими словами М.В. Ломоносов характеризует кузнечика? Подумайте, почему поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования.
Кузнечик характеризуется как блаженное существо, одаренное счастьем. Поэт изображает его как ангела во плоти, свободного и беззаботного, наслаждающегося природой.
3*. В стихотворении содержится противопоставление презренна тварь — царь. В чём его смысл?
Противопоставление "презренная тварь" — "царь" подчеркивает превосходство кузнечика, который, несмотря на презрение некоторых, является своего рода царем в своем мире, свободным и независимым.
4. Найдите в стихотворении риторическое обращение. Какую роль оно играет в передаче смысла произведения, в его композиции?
Риторическое обращение: "Кузнечик дорогой." Оно создает образ кузнечика как существа, достойного внимания и уважения, усиливая выражение его блаженства.
5. Выпишите из стихотворения риторическую фигуру, которая передаёт восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика.
Риторическая фигура, передающая восторг и восхищение - эпитет "медвяная роса". Он придаёт кузнечику особую прелесть и красоту, подчеркивая его свободу и беспечность.
6. Выпишите из стихотворения рифмующиеся слова. Какая рифма не соответствует современным нормам произношения?
Рифмующиеся слова: блажен, одарен; травою, росою.
7*. Обозначьте приставки в словах бесплотен — беззаботен и определите значение этих слов. Подумайте, случайно ли М.В. Ломоносов ввёл эти слова в рифму.
Приставки: бес-, без-. "Бесплотен" означает без плоти, без материального тела; "беззаботен" - беззаботный, свободный от забот. М.В. Ломоносов использовал эти слова сознательно, чтобы создать рифму и подчеркнуть особенности кузнечика.
8. Что воспевает поэт в этом стихотворении? В чём он видит счастье, блаженство?
Поэт воспевает свободу, беззаботность, блаженство и прекрасные стороны жизни, которые находят отражение в образе кузнечика.
9. Чем заканчивается стихотворение? Как вы понимаете последние строки? Весёлое или грустное это стихотворение? Послушайте запись выразительного чтения этого стихотворения . Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать настроение произведения?
Стихотворение заканчивается позитивно, с подчеркиванием свободы и беззаботности. Последние строки выражают идею о самодостаточности и независимости, что создает весёлое настроение.
Страница 116
Вопросы и задания
1. Расскажите о М.В. Ломоносове, опираясь на статью учебника и репродукцию портрета, созданного художником Л.С. Миропольским.
Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся российский ученый, поэт, химик, физик, астроном, историк, географ и художник эпохи Просвещения. Он родился в 1711 году в деревне Денисовка на острове Курском, в семье фермера. Ломоносов проявил выдающиеся умственные способности в раннем детстве, и его талант был замечен помещиком, который поддержал его образование.
В 1730 году Ломоносов поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию в Москве. Его образование включало изучение классических языков, философии, математики и природных наук. Однако, несмотря на трудности, Ломоносов активно саморазвивался, читая запрещенные книги и изучая научные дисциплины.
В 1736 году Ломоносов отправился в западные страны для дальнейшего образования. Он учился в университетах Германии и Голландии, где погружался в изучение химии, физики, астрономии и математики. В это время он также начал свои первые научные исследования.
Вернувшись в Россию, Ломоносов стал важной фигурой научного сообщества. Он основал Московский университет в 1755 году и был его первым ректором. В своих трудах по химии, физике и астрономии он внес значительный вклад в развитие научных знаний.
2. Каким в изображении М.В. Ломоносова предстаёт Пётр I? Что особенно привлекает в императоре поэта, какие его заслуги перед Россией подчёркнуты в стихотворных строках («Се образ изваян премудрого героя...»)?
Это величественное изображение Петра I, олицетворяющее его как мудрого героя и полубога, подчеркивает не только его важность как монарха, но и воздействие его деятельности на природу и общество. Ломоносов видит в Петре I не только политического лидера, но и катализатора перемен, трансформирующего Россию. В стихах подчеркнуты величие и влияние Петра I, создающего образ выдающегося правителя и вдохновителя.
3. Обратите внимание на средства художественной выразительности в стихах М.В. Ломоносова, назовите их.
Инверсия: Отмечается в использовании нестандартного порядка слов, как в выражении "Охотник где не метил луком, древа отягощают", что придает тексту оригинальность и выделение ключевых элементов.
Эпитеты: Применяются эпитеты, такие как "глубокие леса", "жирна мгла", "тучных гор", "густой воздух к нам", что создает красочные образы и обогащает описание.
Олицетворения: Присутствуют олицетворения, например, "Прекрасны летни дни сияя наисходе", "Надежда радостью кончается в народе", что придают природе и чувствам человека человеческие черты, делая текст более выразительным.
Метафора: Используется метафора в выражении "общий пир", что служит для переноса значения и создания образа общности и богатства.
Синекдоха: Применяется синекдоха в выражении "и руку жадную пригожство привлекают", где рука представляет собой часть человека, указывая на его жадность и стремление к прекрасному.
Сравнение: Встречается сравнение в выражении "Так Нил смиренно протекает, брегов своих он не терзает", что служит для усиления представления о спокойствии и полезности Нила.
Перифраз: Применена перифраз в выражении "Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина... рука господня", где слова используются для косвенного обозначения объектов или явлений, что создает образы и раскрывает содержание.
4. Подготовьте для выразительного чтения фрагмент из оды «На взятие Хотина».
5. Вы познакомились с несколькими произведениями М.В. Ломоносова, узнали некоторые сведения о нём. Сформулируйте вывод о том, почему Ломоносова называют энциклопедистом.
Михаил Васильевич Ломоносов заслуженно называется энциклопедистом благодаря своему уникальному объему и глубине знаний, охватывавших различные области науки. Он не только являлся одним из основоположников российской химии и физики, но и внес значительный вклад в молекулярно-кинетическую теорию. Наблюдения Ломоносова за Венерой и его доказательства твердости ртути подчеркивают его вклад в астрономию и химию. С формулированием закона сохранения массы и изучением атмосферного электричества он оставил свой след в физике.
Однако его таланты исследователя не ограничивались наукой. Ломоносов также проявил себя как поэт, историк, географ и художник, создавая карты и мозаики. Все эти аспекты его творчества и деятельности объединены в образе настоящего ученого-энциклопедиста, чьи знания охватывали множество областей и внесли вклад в различные сферы научного и культурного развития.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский
Светлана
Страница 138
1. Что вы знаете о личности и творчестве В.А. Жуковского? Каким поэт предстаёт на портрете, написанном К.П. Брюлловым?
Я знаю, что В.А. Жуковский - русский поэт. Его считают одним из основоположников романтизма именно в России. Перу Василия Андреевича принадлежит не одна баллада, элегия, песня и романс. Мне также известно, что поэт занимался переводами и выпускал критики на литературные произведения. Таким образом, деятельность Василия Андреевича очень широка и разнообразна. Мое любимое произведение автора "Светлана", которое поражает своей самобытностью. В балладе меня привлекают эпизоды гадания, которые отличаются таинственностью и волшебством.
Глядя на портрет Брюллова, я представляю Жуковского как человека умиротворенного и гармоничного. Он сложил руки на коленях, его голова склонена набок. Кажется, что поэт кого-то внимательно слушает или же размышляет о будущих произведениях. Все линии мягкие, плавные. Нет и намека на злость, жестокость. На портрете мы видим лишь глубину мысли и мягкость поэта.
2. О чём говорится в самом начале баллады «Светлана»? Что вы знаете о гаданиях?
В самом начале баллады "Светлана" говорится о девушках,гадающих в крещенский вечер. В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви. «Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью. Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы. «Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене. Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу. Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый… Все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта.
3. Как совмещается реальное и фантастическое в тексте? Какими приёмами это достигается?
Реальное и фантастическое в балладе "Светлана" Жуковского совмещается вполне гармонично. Из реальности Светлана попадает в другой фантастический мир под названием "сон". Реальность в этой балладе есть в начале и в конце произведения. Композиция произведения полностью фантастическая. Во сне Светлана видит то, что она не хотела бы в реальной жизни. После сна она пробуждается и понимает, что это был сон. Но ей очень тревожно, потому что она боится, что сон вещий. В развязке баллады все встаёт на свои места, и к Светлане приезжает ее жених целый и невредимый.
4. Чем заканчивается баллада и в чём смысл такого финала?
В финале, несмотря на плохие предчувствия, Светлана все-таки встречается со своим суженым. Финал произведения торжественный и светлый. На протяжении долгого времени девушка оставалась верной своему чувству, поэтому в награду за это получила земную любовь.
5. Найдите в тексте «Светланы» завязку, кульминацию и развязку.
Экспозиция-гадания девушек.
Завязка-Тоска Светланы и одна, перед зеркалом.
Развитие действия-Явление жениха, поездка в санях, церковь и отпевание, хижина, гроб на столе, жених мертвец, белый голубок.
Кульминация-Крик петуха, весь ужас был сном.
Развязка-Звон колокольчика, приезд жениха.
Эпилог-Жених ведёт Светлану под венец.
6*. Как вы понимаете слова автора «Лучший друг нам в жизни сей / Вера в Провиденье»?
Это цитата из баллады Жуковского "Светлана":
"Лучшей друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье - лживый сон; Счастье - пробужденье".
В балладе рассказывается о том, что Светлана гадала вечером на Крещенье, а потом уснула. Ей приснился страшный сон, в котором она видела своего любимого мертвым. Когда девушка проснулась, то узнала, что ее любимый приехал и все хорошо. Поэтому Жуковский этими строками дает понять, что нужно верить в лучшее, верить в свою судьбу (божью волю, провидение). "Благ зиждителя закон", то есть закон Бога добр, и несчастья проходят как сон, а после наступает пробуждение, то есть счастье.
Живое слово
1. Перескажите подробно содержание сна Светланы.
2.Подготовьте выразительное чтение всего произведения, подчеркнув интонацией реальные и фантастические моменты событий. Послушайте запись выразительного чтения заключительного фрагмента баллады.
3*. Подготовьте сообщение о святочных гаданиях, прокомментируйте строки в начале баллады, где речь идёт о действиях гадающих. Вы можете оформить своё сообщение в виде компьютерной презентации.