Повесть о разорении Рязани Батыем
Страница 90
Вопросы и задания
1. Какие черты жанра воинской повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»?
В повести "Повесть о разорении Рязани Батыем" присутствуют черты жанра воинской повести, такие как описание битвы и событий военного характера, мужественные действия героев в условиях войны, а также воспоминания о героических подвигах и печальные последствия военных действий.
2. Приведите доказательства того, что она могла быть включена в состав летописи.
Доказательством того, что "Повесть о разорении Рязани Батыем" могла быть включена в состав летописи, может служить её характерная структура и содержание, которые соответствуют типичным элементам летописного повествования. Также в повести упоминаются имена великих князей и исторические события, что делает её релевантной для летописного описания.
3. Внимательно прочитайте эпизод «Плач Ингваря Ингваревича». Что оплакивает герой? Что более всего печалит его душу?
В эпизоде "Плач Ингваря Ингваревича" герой оплакивает гибель своих братьев, мать, сродников и города Рязани. Более всего его душу печалит утрата близких и разрушение родной земли.
4. Что даёт надежду на восстановление жизни в городе?
Надежду на восстановление жизни в городе дают действия князя Ингваря Ингваревича, который начинает разбирать и похоронить тела погибших, очищает город, освящает его и утешает оставшихся жителей.
5. Чем заканчивается повесть и каков смысл этой концовки?
Повесть заканчивается установлением власти князя Михаила Всеволодовича Пронского в Рязани. Смысл этой концовки заключается в том, что, несмотря на страшное разорение и потери, Рязань сохраняет свою надежду на восстановление и продолжение жизни под новым правителем.
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ
«ПОВЕСТИ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ»
1. Разделите повесть на части. Озаглавьте их словами из текста.
"Введение и описание нападения Батыя" "Плач Ингваря Ингваревича" "Поиски и похороны погибших" "Подвиг Евпатия Коловрата"
2. Как передана битва рязанцев с войском Батыя? Выпишите ключевые слова.
3. Как выражает автор любовь к родной земле?
Автор выражает любовь к родной земле через следующие выражения:
"земля была Рязанская" "церкви все погорели" "чистоту душевную и телесную без порока соблюдали" "многие труды и победы по правой вере показали" "отчину свою от врагов безленостно оберегали"
4. В каких словах передано отношение автора к героям?
Отношение автора к героям выражено через следующие слова:
"мужественные действия героев" "героические подвиги" "братолюбивы" "сверх меры храбры" "светлые очи" "честную главу его сам князь великий Ингварь Ингоревич до града понес" "многие супостаты, поднимавшиеся на них, побеждали и во всех странах имена свои прославили"
5. Расскажите подробно, с использованием цитат из текста, о Евпатии Коловрате и его подвиге. Какими словами переданы чувства Евпатия Коловрата? Выпишите гиперболы, с помощью которых воссоздаётся богатырский образ Евпатия.
6*. Прочитайте произведения, посвящённые Евпатию Коловрату. Подумайте, почему русские писатели XIX века обращались к образу этого героя.
Образ Евпатия Коловрата является частью русской культурной традиции, а также славянской эпической поэзии. Он символизирует мужество, силу и героизм в борьбе с врагами. Русские писатели XIX века обращались к этому образу, чтобы подчеркнуть национальную историческую и культурную идентичность, а также воспеть героическое прошлое России. Этот образ был популярен среди романтиков и писателей, стремившихся к созданию образа национального героя и показу его мужества и самопожертвования в защите родины.
«Поучение» Владимира Мономаха (Фрагмент)
Страница 97
1. О чём говорится в «Поучении» Владимира Мономаха, к чему призывает автор?
В "Поучении" Владимир Мономах призывает к богобоязненности, трудолюбию и уважению к старшим. Он говорит о важности веры в Бога и подчеркивает, что даже минимальный труд лучше безделья.
2. На каком учении основаны наставления князя? Как называется книга, где они сформулированы?
Наставления князя основаны на христианском учении, и в частности, на Псалме 36 и 55. Они сформулированы в книге "Поучение детям."
3. Какие мысли из «Поучения» не потеряли своей значимости и в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения.
Многие мысли из "Поучения" Владимира Мономаха остаются актуальными в наши дни. Например, призыв к богобоязненности, уважению к старшим, помощи бедным и пришельцам, а также к трудолюбию и отсутствию гордости остаются важными ценностями для общества.
4. Чем произведения древнерусской литературы похожи на фольклорные тексты?
Произведения древнерусской литературы и фольклорные тексты похожи своей певучестью языка и уклоном в национальные темы. Оба типа текстов часто содержат элементы эпического стиля и уделяют внимание моральным и этическим аспектам.
5. Какие стороны человеческой жизни и черты характеров людей раскрылись перед вами, когда вы читали тексты древнерусской литературы?
При чтении текстов древнерусской литературы проявляются такие черты характеров, как патриотизм, мужество, отвага, преданность родине и вера в Бога.
6. Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы?
Произведения древнерусской литературы объединяет образ идеального князя, патриотизм, и внимание к религиозным аспектам жизни.
7. Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?
Авторы древнерусских текстов прославляют свою родину, выражают патриотизм, уважение к вере и моральным ценностям.
Страница 99
Живое слово
1. Опираясь на вступительную статью к разделу «Из древнерусской литературы», подготовьте небольшой рассказ об особенностях литературы этого периода.
2. Опираясь на текст, представьте и устно опишите: а) картину осады и взятия Рязани; б) картину, которую увидел Евпатий после разорения Рязани.
3. Напишите изложение «Подвиг Евпатия Коловрата» или своё «поучение».
Минуты творчества
1. Вы прочитали несколько произведений древнерусской литературы. Составьте кроссворд, используя устаревшие слова, которые вы узнали.
2. Попробуйте сделать иллюстрации к тексту «Повести о разорении Рязани Батыем». Вы можете создать стилизацию под древнерусскую миниатюру.