menu
person


ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 Страница 55-89


Как Бадыноко победил одноглазого великана

Сказки

Страница 55

Возвраящаясь к теме 

1. Какие народные сказки вы читали?

Я прочитал множество народных сказок. Вот некоторые из них:

"Царевна Лягушка"

"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

"Волк и семеро козлят"

"Кот и Лиса"

"Крошечка-Хаврошечка"

2. Какие виды фольклорных сказок вы знаете? Приведите примеры.

Волшебные сказки:

"Золушка" - история о девушке, которую фея превратила из простой служанки в красивую принцессу.
"Али-Баба и сорок разбойников" - сказка о приключениях Али-Бабы, который открывает секрет пещеры с сокровищами, принадлежащей разбойникам.
"Аленький цветочек" - рассказ о молодом человеке, который отправляется на поиски аленького цветочка, который способен спасти жизнь его бабушке.
Сказки о животных:

"Бременские музыканты" - приключения четырех животных (осла, пса, кошки и петуха), которые отправляются в Бремен играть музыку и избегают встречи с разбойниками.
"Колобок" - о живом колобке, который сбегает от хозяев и встречает различные животные, пока не встречает лису.
"Кролик и черепаха" - о гонке между быстрым кроликом и медленной черепахой, которая выигрывает благодаря упорству.
Бытовые сказки:

"Как Иван царевич с Жар-птицей боронился" - о борьбе Ивана царевича с ужасным Змеем Горынычем и другими испытаниями, чтобы спасти Жар-птицу.
"Иван-дурак" - о приключениях Ивана, который всегда делает глупые поступки, но в конечном итоге выходит из сложных ситуаций.
"Заяц и Ёжик" - о соревновании между зайцем и ёжиком в беге, где ёжик побеждает благодаря своей хитрости.

3. Вспомните, чем народная сказка отличается от авторской (литературной).

Народная сказка и авторская (литературная) сказка отличаются несколькими ключевыми характеристиками:

Происхождение:

Народная сказка возникает и передается из поколения в поколение в течение многих лет в устной форме. Она является продуктом коллективного творчества и не имеет четкого автора.
Авторская сказка создается отдельным писателем или автором и часто опубликована в печати с указанием имени автора.
Авторство:

Народная сказка не имеет конкретного автора. Она формируется и изменяется с течением времени в разных культурах и регионах.
Авторская сказка четко приписывается определенному писателю или автору, который придумал и создал текст сказки.
Устная передача:

Народные сказки изначально передавались устно от одного поколения к другому. Они могли меняться и адаптироваться под разные условия и аудитории.
Авторская сказка часто создается писателем на письме и изначально предназначена для публикации в книгах или журналах.
Анонимность:

Народные сказки часто анонимны, то есть, их авторство не приписывается конкретным лицам, а они представляют собой часть культурного наследия народа.
Авторская сказка всегда связана с именем автора, и ее создание приписывается определенной личности.
Стиль и форма:

Народные сказки имеют своеобразный стиль, часто близкий к устному народному языку, и могут варьироваться в зависимости от региона и времени.
Авторская сказка может иметь более разработанный и литературный стиль, с использованием литературных приемов и языковых особенностей.

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Страница 75-76

Вопросы и задания 

1. О каких героях рассказывается в сказке? Какими чертами характера они наделены?

В сказке "О молодильных яблоках и живой воде" рассказывается о героях, таких как царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, а также Нагай-птица и её птенцы. Герои наделены разными чертами характера: Иван-царевич проявляет умение находить общий язык с разными персонажами и доброту, бабушка-задворенка - доброту и помощь, баба-яги - уважение и вежливость, а птица Ногай - благодарность и помощь в трудную минуту.

2. Кто и почему помогает в пути Ивану-царевичу?

В пути Ивану-царевичу помогли бабушка-задворенка, старшая баба-яга, средняя баба-яга, младшая баба-яга, девица Синеглазка и птица Ногай. Они помогали по разным причинам: за доброту, уважение, вежливость, и благодарность за спасение птенцов.

3. На какие жертвы идёт Иван–царевич, чтобы добраться до родной стороны?

Чтобы добраться до родной стороны, Иван-царевич сначала пожертвовал частью своей плоти, кормя ею птицу Ногай, а затем стал бродягой, пожертвовав своим статусом и уйдя из дворца.

4. Чему учит эта сказка?

Эта сказка учит нескольким важным урокам. Во-первых, она учит уважению к старшим и бережному отношению к родителям и бабушкам. Во-вторых, она учит преодолевать трудности и не убегать от них, а стремиться к поставленной цели. В-третьих, сказка подчеркивает важность честности и правдивости, а также то, что честность награждается. И, наконец, она говорит о силе любви и возможности чудес в жизни.

Живое слово 

Перескажите текст «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», сохраняя напевность, характерную для русских народных сказок.

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

1. Большинство русских народных волшебных сказок строится по одному принципу: зачин, свершение какого–то события, отправка героя, уход, препятствия на пути, их преодоление, возвращение героя, счастливый финал (концовка). Соответствует ли «Сказка о молодильных яблоках...» этой схеме? Сколько раз повторяются в ней отдельные элементы? Какие?

Сказка "О молодильных яблоках и живой воде" соответствует схеме русских народных волшебных сказок. В ней присутствуют следующие элементы:

Зачин: Начало сказки, в котором описывается царь и его три сына.
Свершение события: Царь теряет зрение, и ему нужны молодильные яблоки и живая вода.
Отправка героя: Иван-царевич отправляется на поиски молодильных яблок и живой воды.
Уход героя: Иван покидает дом и отправляется в путешествие.
Препятствия на пути: Иван сталкивается с различными трудностями, включая сложные выборы дорог, встречу с бабами-ягами и битву с девицей-птицей.
Преодоление препятствий: Иван с помощью доброго сердца и умения преодолевает все трудности.
Возвращение героя: Иван возвращается к отцу с молодильными яблоками и живой водой.
Счастливый финал: Сказка заканчивается счастливо, и Иван уезжает с девицей-Синеглазкой в её девичье царство.

2. Почему «Сказка о молодильных яблоках...» — волшебная сказка? Назовите признаки, по которым можно сделать такой вывод.

"Сказка о молодильных яблоках и живой воде" является волшебной сказкой по нескольким признакам:

Волшебный сюжет: В сказке есть молодильные яблоки и живая вода, которые имеют магические свойства.
Присутствие сказочных персонажей: Бабы-яги, девица-птица, волшебные кони и птица Ногай - все они являются фантастическими существами.
Чудесные превращения: Иван-царевич проходит через ряд чудесных превращений и преодолевает сложные испытания.
Победа добра над злом: Главный герой, Иван, с помощью доброты и честности, побеждает злых персонажей и достигает своей цели.

3. В «Сказке о молодильных яблоках...» есть эпизод, где герой должен выбрать дорогу. Обратите на него внимание. С подобным мотивом вы будете встречаться в былинах, которые вам предстоит изучать в 7 классе. А сейчас объясните выбор каждого из трёх сыновей.

4. Что говорил конь Ивану–царевичу на просьбу остановиться? О чём свидетельствовала эта фраза?

Когда Иван-царевич просит остановиться коня, он говорит: "Стой! Перчатку обронил." Эта фраза свидетельствует о том, что Иван-царевич внимателен к мелочам и заботится о своих вещах. Она также подчеркивает его вежливость и уважение к собственному имуществу.

5. Выпишите из текста сказки устойчивые обороты.

Устойчивые обороты из текста сказки:

"Три сына" (упоминание о трех сыновьях царя).
"Тридевять земель" и "тридесятое царство" (местоположение сада с молодильными яблоками и колодца с живой водой).
"Съездил за тридевять земель" (поиск молодильных яблок и живой воды).
"Двенадцать рылец" (описание кувшинца с живой водой).
"Избушка на курьей ножке" (место, где живут бабы-яги).

6*. «Магические» числа — обязательная примета волшебной сказки. Постарайтесь найти и зачитать все эпизоды с «магическими» числами.

"Сказка о молодильных яблоках и живой воде" содержит несколько упоминаний о "магических" числах:

Три сына царя.
Тридевять земель и тридесятое царство.
Двенадцать рылец у кувшина с живой водой.

7. На ранней стадии развития человечества главой рода была женщина. Этот период назывался «матриарха́т» — вы об этом должны знать из уроков истории. Счастливый финал «Сказки о молодильных яблоках...» полностью зависит от героини, да и не только финал: вспомните эпизод схватки с Иваном–царевичем. Более того, Ивану–царевичу помогают три Бабы-яги, птица Нагай, наконец, героиня сказки. О чём это свидетельствует?

8. Подберите синонимы к словам, употребляемым в сказке: (царь) устарел; (царь) глазами обнищал; конь неезженый; росстань.

(царь): монарх, владыка, правитель, государь.
(глазами обнищал): осиротел, ослеп, опечалился.
(конь неезженый): незадействованный, неиспользованный, свежий.
(росстань): вырасти, расцвести, увеличиться в размере или высоте

 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сказание о белгородских колодцах

Страница 82

Вопросы и задания 

1. Как белгородцы победили печенегов?

Белгородцы победили печенегов, выдав им для еды два колодца: один с болтушкой, другой с пресладкой медом. Печенеги поверили, что горожанам не грозит голод, и сняли осаду.

2. Как вы оцениваете поступок белгородцев?

Поступок белгородцев оценивается как хитрый и мудрый. Они использовали обман, чтобы избежать конфронтации с численно превосходящими печенегами. Этот поступок говорит о находчивости и умении русского народа найти нестандартные решения в сложных ситуациях.

3. Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками?

Сказание завершается словами: "И, взяв своих заложников, а тех отпустив, поднялись от города и пошли восвояси." В концовке есть сходство с народными сказками, так как выражение "пошли восвояси" встречается в народных сказках и означает возвращение домой после выполнения какого-либо задания.

4. Составьте словарь устаревших слов, встретившихся вам в тексте «Сказания...». Объясните их значение.

болтушка: вода с примесью глины или песка, которая становится мутной;
вече: собрание древних славян для обсуждения общих вопросов;
старейшина: старший и опытный член общины или племени;
кадь: большая деревянная посуда;
княжеская медуша: медовуха, напиток на основе меда;
корчага: гончарное изделие в виде продолговатой миски;
латка: плоская посудина для жарки;
лукошко: короб или кофр;
осада: блокада или осаждение города;
отруби: остатки муки после мукомольного производства;
печенеги: тюркский народ, обитавший в степях между Доном и Дунаем.

5. Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте предложение с этим выражением.

Значение выражения "пошли восвояси": означает возвращение домой после выполнения какого-либо задания или путешествия. Пример предложения: "После долгой поездки они наконец-то пошли восвояси и были рады вернуться к семье и дому."


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 55-89