Как Бадыноко победил одноглазого великана Сказки Страница 55 Возвраящаясь к теме 1. Какие народные сказки вы читали? 2. Какие виды фольклорных сказок вы знаете? Приведите примеры. 3. Вспомните, чем народная сказка отличается от авторской (литературной). Сказка о молодильных яблоках и живой воде Страница 75-76 Вопросы и задания 1. О каких героях рассказывается в сказке? Какими чертами характера они наделены? 2. Кто и почему помогает в пути Ивану-царевичу? 3. На какие жертвы идёт Иван–царевич, чтобы добраться до родной стороны? 4. Чему учит эта сказка? Живое слово Перескажите текст «Сказки о молодильных яблоках и живой воде», сохраняя напевность, характерную для русских народных сказок. В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 1. Большинство русских народных волшебных сказок строится по одному принципу: зачин, свершение какого–то события, отправка героя, уход, препятствия на пути, их преодоление, возвращение героя, счастливый финал (концовка). Соответствует ли «Сказка о молодильных яблоках...» этой схеме? Сколько раз повторяются в ней отдельные элементы? Какие? 2. Почему «Сказка о молодильных яблоках...» — волшебная сказка? Назовите признаки, по которым можно сделать такой вывод. 3. В «Сказке о молодильных яблоках...» есть эпизод, где герой должен выбрать дорогу. Обратите на него внимание. С подобным мотивом вы будете встречаться в былинах, которые вам предстоит изучать в 7 классе. А сейчас объясните выбор каждого из трёх сыновей. 4. Что говорил конь Ивану–царевичу на просьбу остановиться? О чём свидетельствовала эта фраза? 5. Выпишите из текста сказки устойчивые обороты. 6*. «Магические» числа — обязательная примета волшебной сказки. Постарайтесь найти и зачитать все эпизоды с «магическими» числами. 7. На ранней стадии развития человечества главой рода была женщина. Этот период назывался «матриарха́т» — вы об этом должны знать из уроков истории. Счастливый финал «Сказки о молодильных яблоках...» полностью зависит от героини, да и не только финал: вспомните эпизод схватки с Иваном–царевичем. Более того, Ивану–царевичу помогают три Бабы-яги, птица Нагай, наконец, героиня сказки. О чём это свидетельствует? 8. Подберите синонимы к словам, употребляемым в сказке: (царь) устарел; (царь) глазами обнищал; конь неезженый; росстань. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Сказание о белгородских колодцах Страница 82 Вопросы и задания 1. Как белгородцы победили печенегов? 2. Как вы оцениваете поступок белгородцев? 3. Какими словами завершается сказание? Есть ли в концовке сходство с народными сказками? 4. Составьте словарь устаревших слов, встретившихся вам в тексте «Сказания...». Объясните их значение. 5. Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте предложение с этим выражением.