Гомер. Одиссея. Песнь девятая (Фрагмент) Страница 29 Вопросы и задания 1. Найдите соответствующий фрагмент в пересказе Н.А. Куна. Сравните прозаический пересказ и поэтический перевод гомеровской поэмы. 2*. Перевод Вересаева — стихотворный. Писатель старался приблизить звучание строк к античному стиху, стремился передать художественное своеобразие гомеровского текста. Одна из его особенностей — использование эпитетов, образованных из нескольких слов. Например: розоперстая Эос. Эпитет, относящийся к богине утренней зари, составлен из двух слов: розовые персты́ (пальцы). Найдите в приведённом фрагменте все примеры употребления подобных эпитетов. Такие эпитеты называются сложными. 3. Что говорит о себе Одиссей? Как эти слова дополняют ваше представление о характере героя? 4. Как вы понимаете слова «Дело ведь шло о душе»? ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Предания и легенды Страница 46 Вопросы и задания 1. Чем легенда «Солдат и смерть» похожа на русские народные сказки о солдате? В чём её отличие от них? 2*. Какие персонажи, образы и события легенды характерны не только для русского фольклора? 3. Что необычного вы заметили в изображении Господа? Каким Он представлен в легенде? Живое слово Устно нарисуйте портрет солдата. На что вы будете обращать особое внимание в созданном вами портрете? Советуем прочитать 1. Самостоятельно познакомьтесь с легендой о граде Китеже и подумайте над вопросами: — На чём основана легенда о граде Китеже? — Какова главная мысль этого произведения? — Как связаны исторические факты и чудесные события в повествовании? 2. Сюжет легенды о граде Китеже использовали в своём творчестве многие русские писатели: П.И. Мельников–Печерский (рассказ «Гриша», роман «В лесах»), А.Н. Майков (пьеса «Странник»), М.М. Пришвин (книга «У стен града невидимого»), М.А. Волошин (стихотворение «Китеж»), Н.А. Клюев (стихотворение «Русь–Китеж») и др. Прочитайте их, сопоставьте с текстом первоисточника. После уроков 1. Если у вас есть возможность, послушайте оперу Н.М. Римского–Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», познакомьтесь с картиной М.В. Нестерова «Град Китеж (В лесах)». Как вы думаете, почему легенда о граде Китеже получила такую популярность в русской культуре? 2. Познакомьтесь со списком (сло́вником) персонажей славянской мифологии, составленным на основе мифологического словаря. Самостоятельно подготовьте словарные статьи об этих героях. Работу можно выполнять индивидуально (тогда вы работаете с двумя словами из словника), в парах (тогда с четырьмя) или в небольших группах (по два слова на каждого участника группы). Работа может быть сделана достаточно быстро — к следующему уроку литературы, но может выполняться и в течение учебного года. В этом случае словарные статьи о персонажах славянской мифологии постепенно будут дополняться строками из произведений художественной литературы, где встречаются эти герои. Солдат и смерть Из эпоса народов России Страница 54 Вопросы и задания 1. Какое произведение из прочитанных вами ранее напоминает повествование «Как Бадыноко победил одноглазого великана»? Что в них общего и в чём различия? 2. Какие черты характера проявил Бадыноко? 3. Как вы думаете, о чём пелось в песне о Бадыноко, сложенной Хагуром? 4. На какие языковые особенности произведения вы обратили внимание? Почему? После уроков 1. Что вы знаете о мифологическом эпосе вашего края? Найдите в библиотеке книги с легендами и преданиями вашего народа. Прочитайте их. Подготовьте пересказ некоторых произведений. 2. Возьмите мифологический словарь. Если его нет в вашем доме или библиотеке, найдите его в Интернете. Составьте словник мифологии вашего народа. К некоторым словам напишите словарные статьи.