menu


ГДЗ по литературе 6 класс Меркин часть 1 Страница 29-54




Гомер. Одиссея. Песнь девятая (Фрагмент)

Страница 29

Вопросы и задания 

1. Найдите соответствующий фрагмент в пересказе Н.А. Куна. Сравните прозаический пересказ и поэтический перевод гомеровской поэмы.

2*. Перевод Вересаева — стихотворный. Писатель старался приблизить звучание строк к античному стиху, стремился передать художественное своеобразие гомеровского текста. Одна из его особенностей — использование эпитетов, образованных из нескольких слов. Например: розоперстая Эос. Эпитет, относящийся к богине утренней зари, составлен из двух слов: розовые персты́ (пальцы). Найдите в приведённом фрагменте все примеры употребления подобных эпитетов. Такие эпитеты называются сложными.

Густорунных - густое руно (шерсть)

Розоперстая - розовые персты (пальцы)

Пышноволнистые - пышные волны

Многомощный - много мощи

Тонконогое - тонкие ноги

Тонкорунное - тонкое руно

3. Что говорит о себе Одиссей? Как эти слова дополняют ваше представление о характере героя?

Слова Одиссея, описывающие его размышления и планы, говорят о его характере как выдающегося стратега и лидера. Он не только борется за свою собственную выживаемость, но и заботится о благополучии своих товарищей. Его умение разрабатывать планы и хитрости, чтобы достичь своих целей, делает его ярким примером того, как сила ума и решительность могут помочь преодолеть самые сложные испытания.

Одиссей также проявляет глубокое чувство ответственности, как лидер, за судьбы своих спутников. Это делает его не только отважным воином, но и преданным другом. Его способность думать о других и действовать в их интересах добавляет глубину его характеру и делает его одним из наиболее вдохновляющих персонажей в литературной истории.

4. Как вы понимаете слова «Дело ведь шло о душе»?

Фраза "Дело ведь шло о душе" в данном контексте означает, что Одиссей ставил интересы и безопасность своих товарищей на первое место. Его заботила судьба его друзей и спутников не менее, чем его собственная. Он не стремился спасти только себя, но и планировал спасти всех, кто был с ним. Это проявление его преданности и лидерских качеств, делающих его храбрым и сострадательным героем.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Предания и легенды

Страница 46

Вопросы и задания 

1. Чем легенда «Солдат и смерть» похожа на русские народные сказки о солдате? В чём её отличие от них?

Сходство заключается, в наличии находчивого и смелого солдата в центре сюжета, который использует свой ум и хитрость, чтобы преодолеть трудности и обмануть сверхъестественных существ.

Однако различие в том, что в легенде "Солдат и смерть" действующими лицами являются аллегорические персонажи, представляющие собой символы, такие как Смерть и Господь, что делает легенду более абстрактной и символичной. В русских народных сказках о солдате обычно присутствуют реальные персонажи, которые представляют собой конкретные характеры и личности.

2*. Какие персонажи, образы и события легенды характерны не только для русского фольклора?

Образы Смерти и человека, а также тема бессмертия и стремление к познанию тайн бытия, являются универсальными мотивами, которые присутствуют в легендах и мифах разных народов. Эти мотивы отражают общечеловеческие вопросы о смысле жизни, смерти и духовных ценностях.

Многие культуры имеют свои аналогичные образы Смерти, которые часто являются аллегорическими символами, представляющими собой некую таинственную силу или процесс. Поиск бессмертия и стремление к добру также являются универсальными темами, которые вдохновляют многие культуры на создание своих собственных мифов и легенд.

3. Что необычного вы заметили в изображении Господа? Каким Он представлен в легенде?

Изображение Господа в легенде "Солдат и смерть" действительно необычное и противоречивое по сравнению с традиционными представлениями о Боге. Господь здесь изображается как не слишком внушительный и скорее комический персонаж, который не всегда обладает полной властью и контролем над событиями. Это образ Господа, который бывает наивен и поддается хитрости смерти. Такое изображение может восприниматься как сатирическое отражение отношения к религиозным авторитетам и богословию в некоторых культурных контекстах.

Живое слово 

Устно нарисуйте портрет солдата. На что вы будете обращать особое внимание в созданном вами портрете?

Это высокий, стойкий мужчина с крепким физическим видом. Его лицо выражает решимость и уверенность. Он имеет короткие темные волосы и глубокий взгляд, который свидетельствует о его опыте и храбрости. На его лице видны следы жизни в полевых условиях - небольшие шрамы и загар от солнца.

Одежда солдата - это военная форма, аккуратно ухоженная, но с видимыми следами использования. Он носит свой нагрудный знак с гордостью. На его поясе висит нож, который служит ему не только в боевых действиях, но и как полезный инструмент.

Главной чертой его лица является доброта, видимая в улыбке, которую он дарит своим товарищам. Он - надежный друг и товарищ, готовый прийти на помощь в любой ситуации. Его глаза отражают не только смелость, но и сострадание к окружающим.

Советуем прочитать 

1. Самостоятельно познакомьтесь с легендой о граде Китеже и подумайте над вопросами:

— На чём основана легенда о граде Китеже?

— Какова главная мысль этого произведения?

— Как связаны исторические факты и чудесные события в повествовании?

Легенда о граде Китеже действительно интересна и имеет несколько интерпретаций. Она основана на исторических событиях, а именно на нашествии татаро-монгольских войск на Русь в XIII веке. В этой легенде город Китеж символизирует русский дух, веру и культуру, которые уцелели в трудные исторические времена. Главной мыслью этой легенды является идея о бессмертии духа и культурного наследия русского народа, несмотря на все испытания и трудности.

Исторические факты и чудесные события в легенде тесно переплетаются. На первый взгляд, историческим фактом является нашествие татаро-монгольских войск, которые вторглись на Русь и принесли с собой разрушение и страдания. Однако в легенде о Китеже, это событие становится частью чуда – спасения города. Он уходит под воду, чтобы не погибнуть от вражеского нашествия. Таким образом, легенда сочетает исторические факты с чудесными элементами, чтобы подчеркнуть важность русской культуры и духовных ценностей.

2. Сюжет легенды о граде Китеже использовали в своём творчестве многие русские писатели: П.И. Мельников–Печерский (рассказ «Гриша», роман «В лесах»), А.Н. Майков (пьеса «Странник»), М.М. Пришвин (книга «У стен града невидимого»), М.А. Волошин (стихотворение «Китеж»), Н.А. Клюев (стихотворение «Русь–Китеж») и др. Прочитайте их, сопоставьте с текстом первоисточника.

После уроков 

1. Если у вас есть возможность, послушайте оперу Н.М. Римского–Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», познакомьтесь с картиной М.В. Нестерова «Град Китеж (В лесах)».

Как вы думаете, почему легенда о граде Китеже получила такую популярность в русской культуре?

2. Познакомьтесь со списком (сло́вником) персонажей славянской мифологии, составленным на основе мифологического словаря. Самостоятельно подготовьте словарные статьи об этих героях. Работу можно выполнять индивидуально (тогда вы работаете с двумя словами из словника), в парах (тогда с четырьмя) или в небольших группах (по два слова на каждого участника группы). Работа может быть сделана достаточно быстро — к следующему уроку литературы, но может выполняться и в течение учебного года. В этом случае словарные статьи о персонажах славянской мифологии постепенно будут дополняться строками из произведений художественной литературы, где встречаются эти герои.

Ведун - Ведун или Ведьма в славянской мифологии представляют собой колдунов и колдуньи, обладающих магическими способностями. Они могут влиять на природу, лечить и проклинать.

Род - Род представляет собой божество, которое олицетворяет семью, родство и покровительство предкам. Род был важной частью славянской веры и культуры.

Дажьбог - Дажьбог является богом солнца и благополучия. Его имя переводится как "дай бог", и его культ был связан с пожеланиями счастья и процветания.

Мокошь - Мокошь - богиня земли, урожая и плодородия. Ее культ также связывался с женской судьбой и защитой женщин.

Перун - Перун был богом грома, молний и войны. Он считался одним из наиболее могущественных богов и был покровителем воинов.

Солдат и смерть

Из эпоса народов России

Страница 54

Вопросы и задания 

1. Какое произведение из прочитанных вами ранее напоминает повествование «Как Бадыноко победил одноглазого великана»? Что в них общего и в чём различия?

Оба рассказа действительно включают в себя элемент победы героев над одноглазыми существами, и оба героя использовали хитрость и умение прибегнуть к неожиданным методам спасения. Однако существует несколько ключевых различий:

Жанр: "Как Бадыноко победил одноглазого великана" - это притча, тогда как миф о "Одиссее на острове циклопов" - это часть эпической поэмы "Одиссея" Гомера. Соответственно, "Одиссея" представляет собой более масштабное произведение, а притча коротка и содержит в себе урок или нравственное учение.

Герои: Одиссей - это один из наиболее известных и сложных персонажей в античной мифологии, в то время как Бадыноко - это более простой и нестареющий персонаж, чаще всего ассоциирующийся с русской народной культурой.

Контекст: В "Одиссее" циклопы - это одна из многочисленных приключений Одиссея на его долгом пути домой после Троянской войны, в то время как притча о Бадыноко чаще всего рассматривается как отдельное произведение с нравственной целью.

2. Какие черты характера проявил Бадыноко?

Храбрость и решимость: Он смело встал на защиту своей родной земли и нартов, несмотря на серьезную угрозу в виде одноглазого великана. Его готовность сразиться с врагом говорит о его храбрости и решимости.

Сила и выносливость: Бадыноко смог не только сопротивляться великану, но и одолеть его, выколоть ему глаз. Это подчеркивает его физическую силу и выносливость.

Честность и благородство: После победы над великаном Бадыноко отказался от вознаграждения и удалился без проявления надменности. Это свидетельствует о его честности и благородстве.

Любовь к родной земле и народу: Он проявил преданность своей родной земле и нарту, готовясь защищать их от врага. Это отражает его глубокую любовь к своей культуре и сообществу.

Скромность: Бадыноко не показывает высокомерия или надменности после своей победы. Он остается скромным и уходит без жажды похвалы или награды.

3. Как вы думаете, о чём пелось в песне о Бадыноко, сложенной Хагуром?

4. На какие языковые особенности произведения вы обратили внимание? Почему?

Языковые особенности произведения, на которые следует обратить внимание, включают следующие элементы:

Гипербола: Преувеличение является одним из характерных приемов в предании. Она применяется для усиления характеристик героев и событий. Например, описание огромной козы и её шерсти, в которой может спрятаться нарт, создают впечатление о фантастическом масштабе.

Повторы: В предании встречаются повторы, особенно в сценах встречи героя и великана. Это создает ритмичность и подчеркивает напряженность событий.

Диалектизм: Предание использует диалектизмы нартского эпоса, что делает текст более национальным и передает его своеобразный колорит. Это позволяет сохранить аутентичность произведения.

Индивидуальный стиль: Язык предания обладает особой образностью и сочностью, что придает ему национальный характер и делает его более выразительным.

После уроков 

1. Что вы знаете о мифологическом эпосе вашего края? Найдите в библиотеке книги с легендами и преданиями вашего народа. Прочитайте их. Подготовьте пересказ некоторых произведений.

2. Возьмите мифологический словарь. Если его нет в вашем доме или библиотеке, найдите его в Интернете. Составьте словник мифологии вашего народа. К некоторым словам напишите словарные статьи.

Домовой (Домовик): Дух, защищающий дом и его обитателей, но требующий заботы и уважения.

Русалка: Водяной дух, обитающий в реках и озерах, часто ассоциирующийся с опасностью и загадочностью.

Леший: Лесной дух, покровитель леса и его обитателей.

Кощей Бессмертный: Злой волшебник и враг добрых героев, часто изображаемый как неживой существующий.

Змей Горыныч: Многоголовый дракон, соперничающий с героями и часто олицетворяющий зло.

Водяной: Водный дух, обитающий в болотах и реках, часто связанный с утоплениями.

Родниковая: Духи родников, покровительствующие водным источникам.

Вий: Страшное существо из русской литературы, описанное в произведении Гоголя "Вий."

Кикимора: Злой дух, причиняющий беды в доме, часто связанный с бессонницей.

Баба-Яга: Злая ведьма, обитающая в лесу в избушке на курьих ножках.

Морозко: Морозный дух, персонаж сказки о морозе и зиме.

Жар-птица: Яркая и красочная птица, часто являющаяся объектом поиска в сказках.

 






ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 29-54