menu
person


ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Из «Повести временных лет»


Из «Повести временных лет»

Страница 21

Размышляем о прочитанном

1. Как удалось спасти город и его жителей? Что помогло старцу спасти город?

Искусство обмана: Старец проявил хитрость и смекалку, создав иллюзию того, что город обладает неисчерпаемыми запасами пищи и меда, которые как будто появляются из колодцев. Это создало у печенегов впечатление, что осаждать город бессмысленно.

Психологическое воздействие: Действия старца оказали психологическое воздействие на осаждающих. Они усомнились в успешности осады и решили отступить.

Находчивость и решимость: Старец действовал быстро и решительно, несмотря на сложную ситуацию. Его находчивость помогла придумать и реализовать план спасения города.

2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой? Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.

 В начале сказания описывается тяжелая ситуация в Белгороде, обусловленная отлучением князя и осадой печенегами, что создает атмосферу трагедии и голода.

Однако благодаря находчивости старца и его плану с созданием иллюзии, сказание завершается жизнеутверждающей концовкой, где печенеги уходят, убедившись, что горожане имеют достаточно пищи, и что городская земля кормит их кисельным питанием. Это создает позитивное разрешение конфликта и подчеркивает тему находчивости и умения находить выход из трудных ситуаций.

При чтении сказания можно использовать интонацию, чтобы выразить грустные и радостные моменты. Начало можно читать с тоном, выражающим тяжесть ситуации и голод, а концовку - с более светлым и радостным тоном, подчеркивая победу находчивости и смекалки старца.

3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

Жизнеутверждение, светлость, ясность: В сказании, несмотря на тяжелую ситуацию осады и голода, преобладает оптимистический настрой. Главный герой, старец, находит способ решения проблемы и помогает спасти город. Это выражает жизненную уверенность и веру в возможность преодоления трудностей.

Отсутствие отчаяния, уныния: Горожане и старец не поддаются отчаянию, несмотря на сложности ситуации. Вместо того чтобы унывать, они ищут решение проблемы и действуют на благо своего города.

Прославление собственной Родины, гордость за неё и её героев: Сказание подчеркивает важность защиты и спасения своей Родины (города) и героизм жителей. Тем самым оно прославляет Родину и её обитателей.

Стойкость духа: Главный герой, старец, проявляет стойкость и находчивость в сложной ситуации. Это одна из характерных черт древнерусской литературной традиции, где герои часто справляются с трудностями благодаря своему духовному мужеству.

Развиваем свою речь.

1. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?

Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?

Печенеги: Печенеги были тюркским народом, который в средние века мигрировал и вступал в контакт с русскими. В современных текстах можно заменить словом "печенеги" на "враги" или указать национальность, если это имеет значение.

Вече: Вече - это древнерусская форма городского самоуправления и совета. В современных текстах можно заменить словом "городское собрание" или "городской совет".

Поведали: Это означает "сообщили" или "рассказали".

Повелели: Это означает "приказали" или "распорядились".

Корчага: Корчага - это сосуд для приготовления пищи. В современных текстах можно заменить словом "кастрюля" или "горшок".

Восвояси: Это выражение означает "по своему усмотрению" или "по собственной воле". В современных текстах можно использовать слова "по своему выбору" или "по собственному решению".

2. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.

Лето 997 года. Город Белгород уже долгое время осаждали печенеги, и горожане страдали от голода. Сил почти не оставалось, и они решили сдаться врагам на утро. Однако один старец не присутствовал на собрании и спросил, о чем решили люди. Они рассказали ему о своих намерениях.

Старик придумал хитроумный план. Он предложил обмануть печенегов, налив меда в один колодец и приготовив кисель из овса в другом. Затем они пригласили печенегов, сказав им, что земля сама кормит горожан. Печенеги, увидев такую обильную провизию, решили, что нет смысла осаждать город, и ушли.

Так благодаря смекалке старца город был спасен от захватчиков, и добро победило зло.

3.  О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?

Начальные слова "В лето 997" указывают на то, что события, описываемые в сказании, произошли в лето 997 года. Это датировка, которая помогает определить временной контекст событий.

4.  Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

В сказании "Сказание о белгородском киселе" повторяется союз "и" множество раз. Это делается для того, чтобы создать ритмичность в повествовании и подчеркнуть перечисление действий и событий. В данном случае, такой стиль помогает описать последовательность событий и подчеркнуть их характер. Это было характерно для древних русских текстов, особенно для летописей и сказаний, которые передавались устно и имели свои особенности в оформлении. Такой повтор союза "и" также мог служить для подчеркивания торжественности и важности событий в рассказе.

Фонохрестоматия

1.  Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актёр?

Старец: уверенность, мудрость, решимость. В его голосе и мимике будет чувствоваться уверенность в правильности своего предложения и желание помочь горожанам.

Горожане: на начальном этапе - отчаяние, страх, голод. По мере обсуждения плана старца и подготовки к обману печенегов, их чувства должны переходить в надежду, решимость и даже немного веселье.

Печенеги: на первом этапе - уверенность в победе, насмешка. Когда им предлагают мед и кисель, их недоумение и изумление.

2.  Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?

В финале "Сказания о Белгородском киселе" голос летописца, наполняется чувствами облегчения, радости и удивления. Это можно передать с помощью интонации, подчеркивая удивление печенегов и радость горожан от освобождения от осады.

3.  Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?

Сказание о Белгородском киселе" стало широко восприниматься как обобщение и важное событие не только потому, что оно описывает частный, не самый выдающийся эпизод в истории, но и потому, что оно содержит в себе ценные уроки и качества, которые имели и имеют важное значение для общества.

В данном рассказе поднимаются такие важные аспекты, как смекалка, находчивость, и мудрость народа, его способность противостоять сложным обстоятельствам и находить нестандартные решения проблем. Эти качества стали неотъемлемой частью русской культуры и национального характера. Поэтому событие, описанное в рассказе, стало символом народного духа и силы, а его герои — примерами для подражания.

Более того, "Сказание о Белгородском киселе" и другие подобные народные рассказы часто включают в себя моральные уроки и ценности, которые актуальны для всех времен. В этом рассказе можно увидеть учение о том, что даже перед кажущейся безвыходной ситуацией, можно найти выход, если есть вера и находчивость.

4.  Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Никогда не сдаваться: Герои рассказа, несмотря на сложную обстановку и голод, не собираются сдаваться печенегам. Они ищут нестандартные решения и готовы бороться до конца. Это наставление акцентирует важность настойчивости и веры в свои силы.

Любовь к родине и городу: Горожане готовы пойти на все, чтобы защитить свой город. Они гордятся своей Родиной и готовы рисковать, чтобы сохранить ее свободу. Это подчеркивает важность патриотизма и гордости за свою страну и народ.

Сила не всегда решает: События рассказа показывают, что хитрость и умение обмануть противника могут быть более эффективными, чем сила. Это наставление учит, что интеллект и стратегическое мышление могут преодолеть физическую мощь.

Спокойствие и терпение: Действия старца и горожан в критической ситуации были обдуманными и спокойными. Они не паниковали и не теряли голову, а с умом искали решение проблемы. Это наставление подчеркивает важность сохранения хладнокровия в стрессовых ситуациях.

Уважение к старшим и опыту: Старец в рассказе выступает как мудрый советчик, и его советы были приняты горожанами с уважением. Это напоминает о ценности опыта и мудрости старшего поколения.

5.  Подготовьте выразительное чтение «Сказания...», передавая величественную простоту речи летописца.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Из «Повести временных лет»