menu
person


ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Гомер


Гомер

Страница 183

 Проверьте себя

1. Что явилось источником поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»?

Источником поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" являются древнегреческие мифы и легенды о Троянской войне и возвращении Одиссея после неё.

2. Кто из русских поэтов переводил поэмы «Илиада» и «Одиссея»? Познакомьтесь самостоятельно с поэмами Гомера.

Наиболее известные переводы поэм Гомера на русский язык были выполнены Н. И. Гнедичем и В. В. Вересаевым. Чтобы познакомиться с поэмами Гомера, можно найти их тексты в переводах этих авторов и прочитать их.

3. Какие события легли в основу этих поэм?

Основой поэм "Илиада" и "Одиссея" являются события Троянской войны. "Илиада" описывает события 10-го года войны и конфликт между греческими военачальниками, в частности между Ахиллесом и Агамемноном. "Одиссея" рассказывает о приключениях и путешествиях Одиссея возвращающегося домой после войны.

4. Расскажите о главных героях поэм — Ахилле и Одиссее.

Ахилл - это отважный герой, смелый воин и сильный боец, известный своей бессмертностью, которая обусловлена его погружением в реку Стикс. Он горд и часто проявляет свою гордыню в конфликтах с другими героями.

Одиссей - это умный и хитроумный герой, который известен своей смекалкой и выдержкой. Его история больше связана с путешествиями и приключениями, которые он переживает в попытке вернуться домой после войны.

5. Чем отличаются античные боги-олимпийцы от людей в изображении Гомера?

Античные боги-олимпийцы, в изображении Гомера, обладают сверхъестественными способностями и силами, но они также обладают человеческими чертами характера, такими как гордыня, зависть, любовь, гнев и даже юмор. Они вмешиваются в жизни людей и часто вступают в конфликты друг с другом. Олимпийцы обладают бессмертием и живут на Олимпе, но могут спускаться на Землю и принимать человеческий облик, что делает их неразличимыми от обычных людей. Однако их действия и решения могут иметь глобальное влияние на события в мире.

6. Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы (на выбор), сохранив особенности ритма гомеровского эпоса.

Творческое задание

Подготовьте устные иллюстрации к поэмам Гомера (описание внешности героев, описание местности, на которой происходят события, и т. д.)

Илиада

Страница 191

Размышляем о прочитанном

1. В тексте поэмы Гефест, создающий щит для Ахиллеса, называется художником. Согласны ли вы с таким определением мастера? Аргументируйте свой ответ.

Да, я согласен с тем, что Гефест, создающий щит для Ахиллеса, может быть назван художником. В контексте поэмы искусство Гефеста заключается в создании этого щита, который не только является функциональным оружием, но и воплощает искусство и мастерство в его изготовлении. Щит описывается как произведение искусства, на котором изображены различные сцены и символы. Таким образом, Гефест выполняет функцию художника, создавая произведение искусства в виде щита.

2. Как представления древних греков о Вселенной отражены на щите Ахиллеса?

В поэме "Илиада" Гомера щит Ахиллеса, созданный Гефестом, действительно отражает представления древних греков о Вселенной и её устройстве. Щит представляет собой метафору мира и вселенной. В центре щита изображена Земля, море и небо, что символизирует мир и космос. Солнце, месяц и созвездия на щите представляют космические тела, а изображение медведицы (Большой Медведицы) указывает на навигацию и наблюдение за звёздами, что было важно для мореплавателей и навигаторов. Полоса белого цвета, которая окаймляет щит и символизирует мировой океан, отражает представление древних океанах, окружающих мир.

3. Сравните описания мирного города и осаждённого неприятелем. Каково отношение автора к картинам мирной жизни и сценам войны? При ответе используйте цитаты из текста поэмы.

В описании мирного города, автор подчёркивает образ жизни, где граждане наслаждаются пиршествами, свадьбами, плясками, музыкой и судебными разбирательствами. Здесь мир и порядок, и Гомер описывает сцены из повседневной жизни с некоторым уважением к культурным и общественным аспектам греческой цивилизации.

С другой стороны, описание осаждённого города полно хаоса, смертей и разрушений. Вражеские армии осаждают город, и в нём царит хаос, страх и борьба за выживание. Сцены сражений, где воины умирают, а их жёны и дети охраняют стены, создают впечатление абсолютной разрушительности войны.

Страница 191. Творческое задание

Как вы думаете, почему на щите героя Гефест изобразил сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.


Гефест, создавая щит для Ахиллеса с изображением сцен сельского труда и праздничного танца юношей и девушек, делает это с глубоким смыслом и намерением. Эти изображения на щите героя имеют несколько ключевых символических аспектов, которые объясняют их выбор.

Символ сельского труда: Изображения сельского труда на щите символизируют не только процесс созидания и труда, но и связанный с этим аспект обеспечения и выживания. Сельское хозяйство было основой жизни в античных обществах, и оно обеспечивало население пищей. Герой, обороняя свой народ, показывает, что его целью является защита не только жизни, но и способности людей работать на земле, выращивать продукты и поддерживать экономику города или общества.

Символ праздничного танца: Праздничный танец молодых пар на щите отражает радость, общение, культурные и общественные ценности греческой цивилизации. Этот элемент подчёркивает важность не только выживания, но и качества жизни. Гефест, создавая такие изображения, может хотеть показать, что защитник должен не только обеспечивать безопасность, но и поддерживать духовную и культурную жизнь общества, позволяя молодежи праздновать и наслаждаться моментами радости.

Символ единства и нормальности: Эти сцены также служат напоминанием о том, что мирное сосуществование и обычная жизнь - это нормальное состояние общества. Гефест может хотеть подчеркнуть, что война и конфликты - это временное явление, которое должно служить защите мира и обычной жизни. Чередование сцен мира и войны на щите может подчеркивать эту дуальность человеческой судьбы и обязанности героя.

Одиссея

Страница 204. Размышляем о прочитанном

1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?

В пещере циклопа Полифема Одиссей был насторожен и испытывал смешанные чувства. Он увидел, что пещера населена великаном, и это вызвало у него опасение и тревожные чувства. Однако, в то же время, у него и его спутников была неотложная потребность в еде, и он решил отправиться в пещеру в надежде на благосклонное отношение циклопа.

2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?

Одиссей остался на острове и ждал циклопа, потому что после того, как они вошли в пещеру и Полифем закрыл вход камнем, им не было другого выхода. Пещера была единственным прикрытием, и если бы они попытались убежать из нее, циклоп их быстро догнал бы на открытом пространстве. Таким образом, они были вынуждены оставаться и ждать.

3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.

Циклоп Полифем предстал перед Одиссеем и его спутниками как чудовищный исполин. В тексте используются эпитеты и сравнения, которые характеризуют его:

"чудовищный исполин" - эпитет, который подчеркивает его огромный размер и страшный вид;
"нелюдимый" - указывает на его нечеловеческую природу и отличие от обычных людей;
"страшный" - описывает его устрашающий вид и поведение;
"не знающий правды" - указывает на его недобросовестность и отсутствие моральных норм;
"не чтящий богов" - говорит о его безрелигиозности и неуважении к божествам;
"свирепый" - описывает его жестокость и агрессивность;
"казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно" - это сравнение создает образ Полифема, как огромного и устрашающего существа, подобного горной вершине.
Полифем встретил гостей грубо и агрессивно. Он использовал свой гремящий голос и чудовищный вид, чтобы заставить их трепетать перед ним. Его грубые и оскорбительные слова, а также его безжалостные действия, когда он съел двух из путешественников, произвели на них ужасное впечатление.

4. Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте соответствующие строки.

Полифем встретил гостей очень грубо и агрессивно. Он обращался к ним с нескрываемой злостью и хамством, приводя всех в трепет своим гремящим голосом и чудовищным внешним видом. Его первое впечатление было устрашающим и ужасным. Когда он узнал о корабле и понял, что они остались в его пещере, он перестал церемониться и съел двух из них.

5. Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?

В эпизоде с циклопом Полифемом Одиссей полностью оправдывает свои характеристики:

"хитроумный" - он придумал хитроумный план с именем Никто и спас своих товарищей от других циклопов;
"многострадальный" - в этом эпизоде он оказался в опасной ситуации, где его товарищи находились под угрозой, и он сам столкнулся с непосредственной опасностью;
"постоянный в бедах" - Одиссей не терял надежду и всегда искал выход из сложных ситуаций, даже когда они были на грани гибели;
"богоравный" - его храбрость и умение действовать в критических моментах придают ему атрибуты богоподобного героя.

6. Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?

В этом повествовании Одиссей предстает как сильный и умный лидер. Его качества, такие как хитрость, решительность и способность управлять ситуацией, особенно подчеркиваются. Он действует не только в своих интересах, но и в интересах своих товарищей, что делает его настоящим героем.

7. Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?

Одиссей и Геракл имеют общие черты, такие как смелость и отвага. Они оба сталкиваются с разными испытаниями и опасностями, но способны найти выход из сложных ситуаций. Однако главное отличие заключается в способах достижения целей: Геракл чаще полагается на свою физическую силу и героические подвиги, в то время как Одиссей обращается к уму, хитрости и стратегии. Кроме того, Геракл является полубогом, а Одиссей - обычным человеком.

8. Каково отношение автора к своему герою?

Автор выражает положительное отношение к своему герою Одиссею. В эпизоде с циклопом Полифемом автор явно подчеркивает героические качества Одиссея, его храбрость, умение действовать в сложных ситуациях и спасение товарищей. Он изображает Одиссея как истинного героя, равного богам, и ставит его в противоположность злодейскому Полифему.

9. Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.

В эпосе Гомера встречаются повторы, которые служат литературным приемом для подчеркивания важных моментов и создания ритмической структуры текста. Примеры повторов, такие как "С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос" или повторение действий, помогают усилить впечатление и акцентировать внимание читателя на ключевых моментах повествования.

10. Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?

Рассказ о приключениях Одиссея можно назвать мифом. Мифы - это рассказы, которые объясняют происхождение и природу мира, а также описывают действия божеств и героев. История Одиссея, его путешествия и приключения, являются частью греческой мифологии и имеют связь с богами и мифологическими событиями. Этот рассказ описывает не только приключения, но и взаимодействие с мифологическими существами, такими как циклопы, что делает его частью греческих мифов.

Страница 204. Учимся читать выразительно

Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.

Страница 205. Литература и другие виды искусства

1. Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». Обратите особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.

2. Какие кинофильмы, телефильмы, мультфильмы на тему поэмы Гомера «Одиссея» вам известны? Какие из них произвели на вас впечатление?


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Гомер