Давид Самуилович Самойлов Сороковые Страница 67 Размышляем о прочитанном 1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация? 2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? 3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)? 4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? 5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне. Страница 67 Фонохрестоматия «Сороковые» 1. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем? 2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора. Творческое задание Перечитайте последнее четверостишие. О ком: о себе или о целом поколении — говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос. Страница 69 Учимся читать выразительно Художественное чтение и задачи чтеца Проверьте себя 1. О чём говорится в произведениях К. Симонова и Д. Самойлова? В чём мы должны убедить слушателей, чем взволновать, читая вслух эти произведения? Какие мысли и чувства авторов особенно важно сообщить слушателям при произнесении этих стихотворений? 2. Что необходимо помнить, по мнению известного чтеца Г. В. Артоболевского, перед чтением стихотворений вслух? На что надо обратить внимание в процессе подготовки художественного чтения литературного произведения?