Как шёл процесс возрождения русской культуры после монгольского нашествия? Какое развитие получила культура в период становления Российского государства?
После монгольского нашествия XIII века русская культура пережила тяжёлый кризис. Были разрушены города, монастыри, школы, сожжены книги и погибло множество образованных людей. Однако уже в конце XIII — начале XIV века начался процесс возрождения, который шёл одновременно с политическим подъёмом русских земель, особенно северо-восточных, таких как Владимиро-Суздальское княжество и Москва.
Ключевую роль в восстановлении культуры сыграла православная церковь. Монастыри стали центрами книжности, образования, духовной жизни и даже строительства. Восстанавливались храмы, заново переписывались церковные книги, создавались летописи, прославлялись святые и князья, защищавшие Русь.
К XIV–XV векам начинается расцвет иконописи и архитектуры. В это время творил великий иконописец Андрей Рублёв, чья «Троица» стала символом русской духовности. Развивалось летописание: создавались своды, объединявшие прежние хроники, формировался общерусский взгляд на историю.
С укреплением власти Москвы в XV веке культура приобрела общерусский характер. Были построены величественные соборы в Кремле — Успенский, Благовещенский, Архангельский. При дворе Ивана III и Василия III трудились мастера из разных земель и даже из-за границы, в том числе итальянские архитекторы, что способствовало появлению нового архитектурного стиля с элементами ренессанса.
1. Объясните, какое значение придавалось в русских землях строительству церквей. Что воплощали собой церкви? Покажите на примере одной из церквей XIV–XV веков.
В русских землях строительство церквей имело большое значение, так как именно церковь была символом духовного возрождения, веры и национального самосознания после монгольского нашествия. Возведение храма было актом почитания Бога, выражением надежды на защиту и благополучие. Церкви воплощали идею духовной силы народа и преемственности русской культуры. Например, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде (1374 г.), несмотря на внешнюю строгость, была украшена внутри великолепными фресками Феофана Грека. Это здание стало образцом соединения скромного внешнего облика и богатого внутреннего духовного содержания.
2. Какие архитектурные особенности отличают церкви северо-востока Руси XIV–XV веков?
Архитектуру северо-восточной Руси XIV–XV веков отличали полукруглые своды, видимые снаружи — закомары. На вершинах стен нередко размещались ряды каменных кокошников — декоративных элементов, повторяющих форму закомар, что придавало храмам стройность и нарядность. Поверх кокошников поднимался барабан с куполом. Такие архитектурные элементы придавали зданиям лёгкость и выразительность.
3. Какие соборы, другие крупные сооружения были построены в Московском Кремле в конце XV века? О чём свидетельствовало их возведение?
В конце XV века в Московском Кремле были построены выдающиеся сооружения, такие как Успенский собор (1475–1479), Грановитая палата (1487–1491), Благовещенский собор (1484–1489), Архангельский собор (1505–1508). Их строительство свидетельствовало о возрастании политического и духовного значения Москвы, укреплении централизованной власти и стремлении выразить величие единого Русского государства. Приглашение итальянских архитекторов, таких как Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый, подчёркивало открытость культурным влияниям Европы.
4*. Составьте описание одного из соборов Московского Кремля.
Успенский собор Московского Кремля был построен в 1475–1479 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. Архитектор взял за образец древний Успенский собор во Владимире, подчёркивая преемственность и связь Москвы с былым центром Руси. Собор получился величественным, с мощными стенами и пятью куполами. Его интерьер был богато украшен, а внутреннее пространство подчёркивало торжественность и величие власти. Здесь проходили венчания на царство всех русских государей, начиная с Ивана III и заканчивая Николаем II. Здание стало символом духовной и политической силы новой централизованной державы.
5*. Подготовьте сообщение о творчестве Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия (по выбору).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ПО КУРСУ
1. Укажите хронологические рамки периодов: 1) существования древнерусского государства; 2) выделения самостоятельных земель; 3) начала собирания русских земель в единое государство. Чем отличалось устройство русских земель в каждый из периодов? Какие города являлись центрами русских земель? Покажите их на карте.
Древнерусское государство существовало примерно с 862 года (призвание Рюрика) до 1132 года (смерть Мстислава Великого, начало феодальной раздробленности). Устройство: единое государство с центром в Киеве, власть князя, дружины, вече.
Период самостоятельных земель — с XII до конца XV века. Русь распалась на отдельные княжества (Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.). Каждое имело собственного князя, центр, политику.
Собирание русских земель началось в XIV веке и завершилось к концу XV века при Иване III. Центр — Москва. Формировалась централизованная власть, началось подчинение удельных княжеств.
Центры земель: Киев, Владимир, Новгород, Суздаль, Рязань, Псков, Смоленск, Москва.
2. Назовите и охарактеризуйте основные группы населения Руси (общественное положение, основные занятия, образ жизни). *Какие исторические свидетельства, источники служат основой знаний о том времени?
Князья — верховные правители, владельцы земель.
Дружина — военная элита, ближайшее окружение князя.
Свободные люди (смерды, крестьяне) — занимались земледелием.
Зависимые крестьяне (закупы, рядовичи, холопы) — работали на землевладельцев.
Горожане — ремесленники, торговцы.
Духовенство — служители церкви.
Источники: летописи (например, «Повесть временных лет»), археологические находки, берестяные грамоты, иностранные хроники.
3. Объясните, кто такие Рюриковичи. Какое место они занимают в истории нашего Отечества? Приведите конкретные характеристики.
Династия, основанная Рюриком, правила Русью с IX до конца XVI века. Именно они стояли у истоков государства (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV и др.). Их правление связано с христианизацией Руси, укреплением власти, сопротивлением Орде и объединением земель.
4. Систематизируйте материал по теме «Русские земли и их соседи в X–XV вв.» в предлагаемой таблице. Назовите народы, государства, отношения с которыми играли особенно важную роль в отдельные периоды. Укажите, какие события стали определяющими в этих отношениях.
Период Соседи и государства Характер отношений Важнейшие события X–XI века Византия, печенеги, поляки Дипломатия, войны, христианство Крещение Руси, войны с печенегами XII–XIII века половцы, Волжская Булгария Торговля, конфликты Походы, участие в междоусобицах XIII–XIV века Золотая Орда Подчинение, дань Нашествие Батыя, Невская битва XIV–XV века Литва, Орда, Польша Борьба за влияние Куликовская битва, стояние на Угре
5. Что способствовало началу складывания единого русского государства в XIV–XV веках? Какие ключевые события и кого из исторических деятелей вы назовёте в связи с этим процессом?
Усиление Москвы и ее князей.
Ослабление Орды.
Поддержка церкви, особенно митрополитами.
Развитие торговли, централизованного управления.
Ключевые события: победа на Куликовом поле (1380), присоединение Твери, Новгорода, стояние на реке Угре (1480).
Личности: Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III.
6. Назовите наиболее значительных, по вашему мнению, деятелей отечественной истории X–XV веков. Составьте характеристику (исторический портрет) одного из них (по выбору).
Иван III Великий Правил с 1462 по 1505 год. Присоединил множество русских земель, окончательно освободился от Ордынского ига. Принял титул государя всея Руси. Построил в Кремле новые соборы, женился на Софье Палеолог — византийской принцессе, укрепив международный престиж Москвы.
7. Какие произведения, памятники отечественной культуры XIV–XV веков сохранились до наших дней? Какие из них производят на вас наиболее сильное впечатление? Объясните, почему.
Успенский собор во Владимире и в Московском Кремле.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
Фрески Андрея Рублева (в т. ч. в Благовещенском соборе).
Икона «Троица» Рублева. Самое сильное впечатление производит икона «Троица» — глубоко духовное произведение, символизирующее единство, мир и любовь. Она отличается гармонией, мягкостью линий и глубиной замысла.