menu


ГДЗ по истории 6 класс Мединский, Чубарьян § 6. Арабский халифат, его расцвет и распад с ответами




Что оказалось разрушительным для Арабского халифата, но благоприятным для развития мусульманской культуры?

Разрушительным для Арабского халифата стал его распад на части, когда эмиры начали проводить самостоятельную политику. Но это же благоприятно сказалось на развитии мусульманской культуры: ислам не исчез, учёные и писатели разных стран продолжали общаться на арабском языке, создавая единую научную и культурную среду.

1. Чем была вызвана борьба за власть в Арабском халифате?

Борьба за власть в Арабском халифате была вызвана тем, что захваченные земли оказались в руках халифа и его приближённых, а не всей мусульманской общины, как считалось по закону. Это вызвало недовольство, заговоры и убийства правителей.

2. Кто такие шииты и сунниты? Есть ли они сегодня?

Шииты считали, что власть должна принадлежать только потомкам Али, родственникам пророка Мухаммеда. Сунниты полагали, что халифом может быть любой достойный человек, избранный народом. Оба течения существуют и сегодня: большинство мусульман — сунниты, шииты живут в Иране, Ираке, Азербайджане, Бахрейне.

С помощью схемы расскажите, как был устроен государственный аппарат в халифате Аббасидов. Какие полномочия были у великого визиря? Мог ли он вмешаться в решения, принятые кади? Имел ли власть над кади халиф?

Государственный аппарат при Аббасидах включал халифа, великого визиря (первого министра), эмиров — правителей областей, кади — судей, а также ведомства. Великий визирь помогал халифу управлять страной, контролировал чиновников и финансы. Он не мог вмешиваться в решения кади, так как суд считался независимым, но сам халиф имел власть над кади.

1. Какие города были столицами мусульманской цивилизации при Мухаммеде, Омейядах и Аббасидах?

Столицами мусульманской цивилизации были: при Мухаммеде — Медина, при Омейядах — Дамаск, при Аббасидах — Багдад.

2. Как со временем изменилась власть эмиров?

Со временем эмиры, назначенные правителями областей, перестали подчиняться халифу: налоги они оставляли себе, распоряжались войсками и управляли городами самостоятельно.

Вспомните, как выглядели римские цифры. Какими цифрами, по вашему мнению, пользоваться удобнее?

Римские цифры выглядели так: I, V, X, L, C, D, M. Современными арабскими цифрами пользоваться удобнее, так как они позволяют записывать числа компактно, легко складывать, вычитать, умножать и делить благодаря позиционной системе.

1. Что позволяло учёным из разных стран общаться друг с другом? Назовите не менее двух причин.

Учёным из разных стран мусульманского мира помогало общаться то, что у них был общий язык науки — арабский, и единая религия — ислам, которая объединяла людей разных народов.

2. Каким образом труды исламских учёных становились известны европейцам?

Труды исламских учёных становились известны европейцам через переводы на латинский язык, которые выполнялись в Испании, Сицилии и других землях, где встречались исламская и христианская культуры.

Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о каких событиях рассказывается на данной странице поэмы.

Как вы считаете, художник изобразил Омара Хайяма учёным или поэтом? Аргументируйте свою точку зрения.

Художник изобразил Омара Хайяма скорее как учёного: он показан за книгами, в размышлении, с письменными принадлежностями. Но можно аргументировать и обратное: если рядом изображены музыкальные или поэтические атрибуты, значит акцент сделан на его таланте поэта.

1. Различались ли в мусульманском мире языки науки и литературы?

В мусульманском мире язык науки и литературы не различался — и для научных трудов, и для художественных произведений использовался арабский язык.

2. Назовите наиболее известные литературные произведения мусульманского мира и их авторов.

Наиболее известные литературные произведения мусульманского мира: поэма Фирдоуси «Шах-наме», рубаи Омара Хайяма, сказки сборника «Тысяча и одна ночь».

Рассмотрите изображение и назовите не менее трёх элементов, характерных для мечети.

Для мечети характерны такие элементы, как минарет (башня для призыва к молитве), михраб (ниша в стене, указывающая направление на Мекку), купол, аркады и украшения в виде арабесок.

Какие элементы указывают на принадлежность здания к мавританским постройкам? Где на изображении расположен михраб?

К мавританским постройкам относятся подковообразные арки, богатая орнаментальная резьба, каллиграфические надписи и изысканный геометрический орнамент. Михраб обычно расположен в стене, обращённой в сторону Мекки, чаще всего выделяется нишей с богатым декором.

1. Что такое мечеть? Как она была устроена?

Мечеть — это главное культовое сооружение мусульман. Она служила местом молитвы и собраний общины. Внутри обязательно имелся михраб — ниша, указывающая направление на Мекку, рядом — минбар, с которого произносили проповедь. Здание обычно имело просторный зал, двор с фонтаном для омовений и минареты, с которых призывали к молитве.

2. Какие здания, помимо мечетей, возводили в мусульманских городах?

В мусульманских городах возводили также медресе — школы при мечетях, дворцы, рынки (базары), караван-сараи для путешественников, бани, библиотеки.

Какие элементы украшения шкатулки позволяют отнести её к произведениям мусульманского искусства? Как вы думаете, каких качеств требовало от мастера изготовление такой шкатулки?

Украшение шкатулки включало геометрические орнаменты, арабески, каллиграфию, растительные узоры. Эти элементы характерны для мусульманского искусства, которое избегало изображения людей и животных. Изготовление такой шкатулки требовало от мастера точности, терпения, художественного вкуса и высокого мастерства работы с мелкими деталями.

1. Почему в странах мусульманской цивилизации не получила широкого развития портретная живопись?

В странах мусульманской цивилизации портретная живопись не получила широкого развития из-за религиозного запрета на изображение людей и животных в культовом и декоративном искусстве.

2. Объясните значения слов «арабеска» и «каллиграфия».

Арабеска — это орнамент, основанный на переплетении геометрических и растительных узоров. Каллиграфия — искусство красивого письма, особенно важное в мусульманской культуре, где текст Корана считался главным украшением.

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как изменилась власть главы исламского государства по сравнению с периодом правления «праведных халифов»? Почему халифу потребовалось создавать сложный государственный аппарат?

2. Что способствовало созданию Арабского халифата? Назовите не менее двух причин.

Созданию Арабского халифата способствовало объединение арабских племён исламом и военная сила арабов, позволявшая совершать успешные завоевания.

3. Рассмотрите карту 9 (см. Приложение). Выделите этапы расширения территории халифата. Какие территории были присоединены на каждом из этапов? Назовите даты и места крупнейших побед и поражений арабов.

Расширение территории происходило в несколько этапов. В VII веке при первых халифах были присоединены Аравийский полуостров, Сирия, Палестина, Египет, Ирак, Иран. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, Испанию, часть Средней Азии и Индии. Крупнейшей победой стала Таласская битва 751 года, поражением — остановка арабов при Пуатье во Франции в 732 году.

4. В каких частях света были расположены земли, оказавшиеся под властью халифа? Как завоевания арабов способствовали превращению ислама в мировую религию?

Земли халифата располагались в Азии, Африке и Европе. Завоевания привели к распространению ислама среди разных народов, что способствовало превращению его в мировую религию.

5. Что привело к расколу в исламе? Почему этот раскол существует и по сей день?

Раскол в исламе возник после убийства халифа Усмана и гибели Али. Часть мусульман (шииты) признала власть только за потомками Али, другая часть (сунниты) — за любым достойным человеком. Раскол сохранился до сих пор, потому что обе стороны твёрдо держатся своих убеждений.

6. В чём заключались причины распада Арабского халифата? Назовите не менее трёх причин.

Причинами распада халифата стали усиление власти эмиров и их самостоятельность, социальные и религиозные противоречия, дворцовые перевороты и борьба за власть, а также огромная территория, которую было трудно удержать в единстве.

7. Что объединяло учёных и способствовало развитию мусульманской науки, несмотря на распад халифата?

Учёных объединял арабский язык, ислам и поддержка науки правителями. Даже при политическом распаде они могли общаться и распространять знания по всему мусульманскому миру.

8. Приведите примеры того, как в литературе и искусстве мусульманских стран происходило переплетение различных стилей, жанров и традиций.

В литературе и искусстве переплетались традиции античной культуры, персидские и индийские мотивы, арабские стихи и народные сказания. Примером может быть поэма Фирдоуси «Шах-наме» или сборник «Тысяча и одна ночь», где соединялись разные жанры и стили.

9. Прочитайте п. 3 и 4 параграфа и заполните таблицу «Деятели мусульманской науки и культуры».

Отрасль науки или культуры — Математика, астрономия
Имя деятеля — Аль-Хорезми
Вклад — создал основы алгебры, ввёл десятичную систему счисления, развивал астрономические знания.

Отрасль — Медицина, философия
Имя деятеля — Ибн Сина (Авиценна)
Вклад — написал «Канон врачебной науки», обобщил медицинские знания, оказал влияние на медицину Востока и Европы.

Отрасль — Литература
Имя деятеля — Фирдоуси
Вклад — автор эпической поэмы «Шах-наме», в которой отразил историю и мифы Ирана.

Отрасль — Литература, поэзия, философия, астрономия
Имя деятеля — Омар Хайям
Вклад — известен своими философскими рубаи, занимался астрономией и реформой календаря.

Отрасль — Литература
Имя деятеля — неустановленные авторы сборника «Тысяча и одна ночь»
Вклад — создание знаменитого собрания сказок, повестей и новелл, оказавших большое влияние на мировую литературу.

Расположите события в хронологическом порядке: 1) начало правления династии Омейядов; 2) падение династии Аббасидов; 3) смерть халифа Али; 4) Таласская битва.

смерть халифа Али (661 год),

начало правления Омейядов (661 год),

Таласская битва (751 год),

падение Аббасидов (1258 год).

1. Определите, к какой династии принадлежал халиф Харун ар-Рашид.

Харун ар-Рашид принадлежал к династии Аббасидов, которые правили халифатом после Омейядов.

2. Как описывалось поведение халифа в сказках «Тысяча и одна ночь» и каким оно было в реальной действительности?

В сказках «Тысяча и одна ночь» он изображался как мудрый и справедливый правитель, который ночью переодевался и ходил по улицам Багдада, чтобы видеть жизнь народа своими глазами. В действительности же Харун ар-Рашид большую часть времени проводил в загородной резиденции, избегал встреч с людьми и не проявлял себя как выдающийся государственный деятель.

3. Почему именно халиф Харун ар-Рашид стал героем арабских сказок?

Он стал героем арабских сказок потому, что его эпоха совпала с расцветом культуры и богатством Багдада, поэтому в народном воображении его имя соединилось с образом идеального халифа, символа «золотого века» мусульманской цивилизации.

Разделите понятия на группы и объясните, по какому принципу вы это сделали: мечеть, эмир, халиф, минарет, Коран, кади.

— Религиозные: мечеть, минарет, Коран.
— Государственные и судебные: халиф, эмир, кади.
Принцип деления — принадлежность к религиозной сфере или к сфере власти и управления.

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы и расскажите, какую роль и почему играет у мусульман мечеть аль-Харам.

2. Прочитайте эпиграф к главе. Какие регионы и народы составили исламскую цивилизацию? Как, по мнению историка Л. Васильева, ислам повлиял на судьбу этих народов?

3. Какие положения исламского вероучения позволили новой религии распространиться на столь большие территории? В чём сходство раннего ислама и раннего христианства?

Положения исламского вероучения, которые способствовали быстрому распространению религии, были простыми и универсальными: монотеизм с понятной системой верований и обрядов, обязательные для всех пять столпов ислама как легко выполнимые практики, идея равенства верующих вне племенных делений и обещание социальной справедливости и поддержки общины. К этому добавлялись реальные факторы: активные военные и торговые сети арабов, гибкая администрация завоёванных территорий, что облегчало взаимодействие с христианами и иудеями. Сходство раннего ислама и раннего христианства заключается в универсальном характере послания (обе религии проповедовали спасение для всех народов, а не только для одного племени), миссионерской активности, опоре на письменные священные тексты и способности объединять людей вне родовых связей в единую религиозную общину.

4. Каким было отношение деятелей мусульманской культуры к античному наследию?

Деятели мусульманской культуры относились к античному наследию как к ценному источнику знаний. В странах халифата массово переводили и изучали труды Платона, Аристотеля, Птолемея, Гиппократа и других. В Багдаде, Кордове и других центрах создавались библиотеки и школы, где античная философия, медицина и наука становились предметом изучения, комментирования и развития. Античные идеи не только сохраняли, но и преобразовывались на основе исламской интеллектуальной традиции.

5. Сравните причины, по которым произошёл распад Арабского халифата и империи Карла Великого.

Причины распада Арабского халифата и распада империи Карла Великого во многом схожи и в то же время различны. Общие причины: слишком большая территория для централизованного управления, усиление местной власти (эмиров или феодалов), внутренние династические и политические конфликты, экономические трудности и внешние давления (вторжения или конфликты на границах). Отличия: распад халифата часто сопровождался увеличением роли военной элиты, назначенных правителями эмиратов и этнокультурной фрагментацией при сохранении религиозной общности, тогда как распад империи Карла Великого вследствие раздела власти между наследниками (Договор Вердена) привёл к быстрой феодализации, потере централизованной администрации и интенсивным внешним набегам (викинги, мадьяры).

6. Какие занятия жителей составляли основу хозяйственной жизни стран мусульманской цивилизации? Различалось ли хозяйство мусульманских стран, Европы и Византии?

В основе хозяйственной жизни стран мусульманской цивилизации лежали земледелие с развитой ирригацией, ремесла и городская мануфактура, активная торговля по морю и караванными путями, а также рынок как институт обмена. Хозяйство мусульманских стран отличалось высокой урбанизацией и широкой сетью международной торговли, в то время как в большинстве европейских земель преобладало феодальное, преимущественно натуральное сельское хозяйство с меньшим уровнем городского производства. Византия сочетала элементы городской экономики и сильной бюрократической централизованной модели, имевшей государственные контрольные функции и крупные землевладения.

7. Почему с распадом Арабского халифата не исчезла мусульманская цивилизация?

Мусульманская цивилизация пережила политический распад благодаря общей религии, общему письменному и научному языку (арабскому), сетям торговли и образовательным учреждениям (медресе, библиотекам), а также традиции переводов и переписки между учёными. Локальные правители продолжали покровительствовать науке и культуре, поэтому культурно-интеллектуальная общность сохранялась несмотря на политическую раздробленность.

8. Докажите, что культура арабов и культура завоёванных ими народов обогащали друг друга. Что сделало возможным такое взаимообогащение?

Культура арабов и культуры завоёванных народов обогащали друг друга примером взаимопроникновения административных практик (персидская бюрократия легла в основу управления Аббасидов), художественных приёмов (персидская поэтическая традиция и индийские сюжеты вошли в литературу), архитектурных форм (персидские купола, византийские мозаики, североафриканская плитка) и научного обмена (переводы греческих трудов на арабский, их развитие и последующий перенос в Европу). Возможным такое взаимообогащение стало благодаря многоэтничности городов, торговым маршрутам, покровительству правителей научным и художественным школам и готовности учёных и ремесленников обмениваться знаниями.

9. Каково было отношение Мухаммеда и мусульман к христианству и иудаизму? Что Мухаммед имел в виду, называя последователей этих религий «людьми Писания»?

Мухаммед и ранние мусульмане признавали христианство и иудаизм как религии откровения, их последователей называли «людьми Писания» в смысле обладания священными книгами (Тора, Евангелие). Это означало юридически и религиозно особый статус: он предполагал право сохранять свою веру при выполнении определённых условий и уплате особого налога (джизья) в исламском государстве. При этом ислам провозглашал свои богословские претензии на последующее откровение и трактовал прежние писания как неполные или искажённые, что порождало и моменты сотрудничества, и моменты религиозного напряжения в отношениях между общинами.






ГДЗ по истории 6 класс Мединский, Чубарьян Параграф 6

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):