menu


ГДЗ по истории 6 класс Мединский, Чубарьян § 24. Европа на пороге Нового времени с ответами




Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?

Возрождение зародилось в Италии, потому что это была самая богатая и оживлённая часть Европы, где бурно развивались города, торговля и банковское дело. Люди здесь были деятельными, самостоятельными, не зависели от феодалов и ценили успех, талант и личные достижения. Кроме того, Италия находилась на земле древнего Рима, где сохранилось множество античных памятников и рукописей, что пробудило интерес к античной культуре. Всё это создало благоприятную почву для появления новой культуры, вдохновлённой идеалами человека, творчества и разума.

1. Какие цели ставили перед собой Карл Смелый и Людовик XI? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

Карл Смелый стремился стать независимым государем и получить королевский титул, но действовал вспыльчиво и авантюрно, что привело его к гибели. Людовик XI хотел укрепить королевскую власть и объединить Францию, поэтому использовал хитрость, дипломатические интриги и натравливал врагов друг на друга.

2. Покажите на карте 20 (см. Приложение) территорию владений французского короля к 1461 г. и территории, присоединённые к его владениям в 1461—1483 гг.

На карте можно увидеть, что к 1461 году королю принадлежала центральная часть Франции, а в период правления Людовика XI к ней были присоединены Бургундия и другие земли, ранее зависевшие от сильных феодалов.

3. Чем отличается объединение Испании от объединения Франции?

Во Франции объединение происходило путём подчинения вассалов и укрепления власти одного короля, а в Испании — через брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, то есть через династическую унию двух королевств, которые сохранили некоторые отличия, но управлялись совместно.

1. В чём суть изобретения Гутенберга?

Гутенберг придумал способ печатать книги не целыми страницами, а с помощью отдельных металлических букв, из которых можно было составлять текст, покрывать его краской и делать множество одинаковых отпечатков. Это позволило быстро и дёшево издавать книги и распространило знания по всей Европе.

2. Вспомните, как звали русского первопечатника, выпустившего первую датированную печатную книгу «Апостол»?

Этого человека звали Иван Фёдоров.

1. Каковы отличительные черты мировоззрения итальянских горожан?

Итальянские горожане эпохи Возрождения верили в собственные силы и ценили личный успех. Они были активными, предприимчивыми и уверенными в себе людьми, которые не полагались на происхождение, а добивались всего трудом и талантом. При этом они оставались христианами, но жили земной, насыщенной жизнью, стремясь к богатству, красоте и знаниям.

2. Почему новая культура получила название Возрождение?

Эта культура получила название Возрождение, потому что в ней как бы «возродилась» античность — её искусство, философия, идеалы красоты и уважение к человеческому разуму. Люди вновь обратились к наследию Древней Греции и Рима и вдохновились им, создавая новую, более свободную культуру.

1. Какие качества человека ценили гуманисты?

Гуманисты ценили ум, силу духа, трудолюбие, инициативу и стремление к знаниям. Они верили, что человек способен сам формировать свою судьбу и совершенствоваться во всём, что делает.

2. Сегодня того или иного человека иногда называют гуманным. Какой смысл в это вкладывается? Связано ли это как-то с итальянским гуманизмом XIV—XV вв.?

Когда говорят, что человек гуманен, имеют в виду, что он добр, справедлив, уважает других и стремится помогать людям. Это связано с идеями итальянских гуманистов, которые ставили человека, его разум и достоинство в центр мира.

1. Как вы думаете, почему собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (архитектор Брунеллески) считается одним из символов эпохи Возрождения?

Этот собор стал символом Возрождения, потому что его огромный купол был построен по новым инженерным принципам и воплощал веру в возможности человеческого разума и мастерства. Он сочетал в себе красоту и точный расчёт, что идеально соответствовало духу эпохи.

2. Чем отличается объединение страны от её централизации?

Объединение страны означает соединение разных земель под одной властью, а централизация — это укрепление власти правителя внутри уже объединённого государства, когда решения исходят из единого центра.

3. Что ограничивало власть короля в только что объединившихся государствах? Как короли преодолевали эти ограничения?

Власть короля ограничивала знать, которая имела собственные войска и земли. Короли ослабляли её влияние, создавая постоянную армию, увеличивая налоги и усиливая власть чиновников, зависимых только от монарха.

4. Почему правление Фернандо и Изабеллы считается важнейшей вехой в истории Испании?

Их правление стало вехой, потому что именно они объединили страну, создали сильную королевскую власть, провели реформы, завершили Реконкисту и превратили Испанию в одно из самых могущественных государств Европы.

5. В чём взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением?

Средневековый человек считал, что всё в жизни зависит от Бога, и смирение — главное достоинство. Гуманисты же верили в силу человека, его разум, творчество и право самому выбирать свой путь, не отвергая Бога, но ставя в центр внимания личность.

6. Найдите в тексте параграфа примеры того, как в культуре Возрождения проявилось подражание Античности.

Люди Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, искали рукописи античных авторов, создавали скульптуры и здания по античным образцам. Петрарка писал стихи, вдохновлённые Цицероном, а Донателло возродил античную традицию круглых статуй.

7. Как проявилось Возрождение в искусстве?

В искусстве Возрождения художники стали изображать реальных людей, передавать их чувства и характер. Появились портреты, картины на светские и античные сюжеты, а также использование линейной перспективы, чтобы показать мир таким, как его видит человек. Скульпторы и архитекторы вернулись к античным формам, создавая гармоничные и величественные произведения.

1. Используя при необходимости текст параграфа, определите, где речь идёт о Карле Смелом, а где — о Людовике XI.

В первом отрывке говорится о Карле Смелом. Его влекла жажда славы и стремление к воинской доблести, он хотел походить на героев древности и добиваться побед мечом. Однако в итоге его жизнь закончилась поражением и позором, потому что он полагался на силу, а не на расчёт.

Во втором отрывке описан Людовик XI. Он действовал не храбростью, а умом и хитростью, избегал открытых сражений и предпочитал добиваться своего дипломатией и подкупом. Благодаря этому он оказался более успешным и сумел укрепить власть французской короны.

2. Чем различаются их характеристики? На чьей стороне автор воспоминаний?

Характеры их противоположны. Карл Смелый был рыцарем-воином, пылким и честолюбивым, а Людовик XI — осторожным политиком, склонным к интригам и расчёту. Автор, судя по тону, скорее на стороне Людовика XI, ведь он подчёркивает его удачливость и ум, а Карла изображает как человека, потерпевшего поражение из-за собственной гордости.

Расположите события в хронологическом порядке: 1) завершение Реконкисты; 2) битва при Нанси; 3) изобретение книгопечатания; 4) завершение Войны Алой и Белой розы.

Изобретение книгопечатания (середина XV века, около 1440 года), битва при Нанси (1477 год), завершение Войны Алой и Белой розы (1485 год), завершение Реконкисты (1492 год).

Найдите понятие, которое является лишним в общем ряду: книгопечатание; гуманизм; централизация; Ренессанс.

Лишним в ряду понятий является «централизация». Остальные — книгопечатание, гуманизм и Ренессанс — связаны с культурой и духовной жизнью эпохи Возрождения, а централизация относится к политике.

1. Прочитайте эпиграф к главе, при необходимости выясните с помощью Интернета значение неизвестных вам слов. Какие важные черты периода позднего Средневековья отмечает автор?

2. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Какие признаки нового общества на ней изображены?

3. Как и почему после «Чёрной смерти» изменились отношения между крестьянами и сеньорами?

После чумы население резко сократилось, рабочих рук стало катастрофически мало, поэтому рабочая сила подорожала и крестьяне получили реальную возможность торговать своей трудовой силой. Многие крестьяне уходили с тяжёлых феодальных оброков на работу в города или добивались лучшей платы и условий у своих сеньоров. Власть сеньоров ослабла, доходы их упали, попытки закрепить крестьян на земле через законы о фиксированных повинностях вызывали недовольство и восстания. В целом складывается новая экономическая зависимость в пользу наёмного труда и большей мобильности крестьян, а феодальные порядки терпят заметный упадок.

4. Выявите черты сходства и различия Жакерии и восстания Уота Тайлера.

Жакерия и восстание Уота Тайлера имеют общую коренную причину — тяжёлое налоговое бремя, социальная несправедливость и обострившаяся пролетаризация после войн и эпидемий. Оба движения вспыхнули внезапно и сопровождались насилием против местной знати и разрушениями. Различие в том, что Жакерия была в большей степени разрозненной сельской вспышкой без устойчивого руководства и быстро жестоко подавлена, тогда как восстание Уота Тайлера получило поддержку городского населения, имело более выраженные требования реформ и на короткое время вело переговоры с властью. В Англии часть требований обсуждалась с королём, но после убийства лидера восстание тоже было подавлено.

5. Какое событие в истории Столетней войны следует считать переломным и почему?

Переломным событием следует считать подъем французского духа и военную инициативу, связанную с деятельностью Жанны д’Арк и снятием осады Орлеана в 1429 году. Это событие не только резко подняло мораль французов, но и позволило короновать Карла VII, придать легитимность его власти и объединить силы вокруг национальной короны. После этого французы постепенно перешли в наступление, вернули многие территории и в итоге добились изгнания англичан за исключением небольшого прибрежного плацдарма, что сделало успех Жанны ключевым переломным моментом.

6. Почему гуситы так успешно воевали с крестоносцами?

Гуситы сочетали религиозную мотивацию с новаторской военной техникой и высокой мобилизацией. Они применяли подвижные оборонительные лагеря-вагенбурги, эффективно использовали артиллерию и ручные огнестрельные орудия, опирались на дисциплину и лидерство талантливых полководцев. Крестоносцы часто были раздроблены по интересам, плохо согласовывали действия и недооценивали новую тактику гуситов, что обеспечивало последним преимущество на поле боя.

7. Выделите общие черты в развитии Франции, Англии и Испании во второй половине XV в.

Во всех трёх государствах складывается тенденция к усилению королевской власти и ослаблению произвольного влияния феодальной знати. Формируются постоянные вооружённые силы, растёт роль профессиональной бюрократии, увеличиваются налоги для содержания государственного аппарата. Волнения и внутренние конфликты приводят к реформам, направленным на централизацию управления и укрепление единой власти, а торговля и города укрепляют экономическую базу новых монархий.

8. Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришёл на помощь Византии?

Главные причины нежелания западных держав вмешаться были политические и прагматические. Западные государства истощены длительными войнами и внутренними проблемами, многие правители больше опасались собственных интересов, чем спасения отдалённого христианского царства. Отношения между латинским Западом и византийской элитой были осложнены после Четвёртого крестового похода и недоверием к горстке византийских мирян, поэтому духовная уния мало стимулировала массовую военную помощь. Дополнительно логистические трудности и возрастающая мощь османов делали интервенцию сомнительно выгодной.

9. С помощью дополнительной литературы выясните, что понимается под гуманизмом в наши дни. Что здесь общего с гуманизмом эпохи Возрождения и в чём разница?

Современный гуманизм понимается как мировоззрение, в центре которого человек, его права, достоинство и свобода, акцент на рациональном мышлении, научном методе и этике, направленной на благосостояние людей без опоры на религиозные догмы. Общее с ренессансным гуманизмом — внимание к человеку, образованию и развитию личности, вера в силу просвещённого знания и ценность гуманитарных дисциплин. Различие в том, что Возрождение возвратилось к античным текстам и сочетало веру в человека с религиозным мировоззрением, а современный гуманизм более светский, систематизированный в правах человека и универсальной этике, и опирается на достижения науки и правовую культуру.

10. Рассмотрите иллюстрации в учебнике и определите, чем отличается искусство Возрождения от искусства Средневековья.

1 Выберите два процесса, которые характеризуют период раннего Средневековья (V в. — середина XI в.).

1) борьба городов за независимость от сеньоров

2) возникновение ислама и распространение новой религии за пределы Аравийского полуострова

3) развитие торговых отношений между европейцами и индейцами после открытия Америки

4) складывание государств у германцев и славян

Правильными будут пункты 2 и 4. Для раннего Средневековья действительно характерны распространение ислама, который возник в VII веке, и формирование первых государств у германцев и славян, например Франкского королевства и Киевской Руси. Остальные варианты относятся к более позднему времени.

2 Прочитайте отрывок из работы российского историка В. Уколовой. «Раннее Средневековье в Западной Европе не дало достижений, сопоставимых с высотами культуры Античности или культуры развитого Средневековья. Однако культурные итоги этого периода чрезвычайно важны. …Это начало синтеза трёх главных слагаемых средневековой культуры — христианства, античного наследия и культуры варваров. Это формирование особого отношения к античному наследию как общеевропейскому культурному истоку. Это зарождение культур тех народов, которым впоследствии предстояло развиться в европейские нации и в этом смысле основание национальных культур». Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Культура раннего Средневековья превзошла достижения Античности.

2) Европейская культура стала соединением античного наследия, христианства и традиций варваров.

3) Культура развитого Средневековья сопоставима с высотами античной культуры.

4) Античное наследие стало препятствием последующего развития европейских наций.

Верным является пункт 2. Автор подчёркивает, что культура Европы возникла как соединение трёх начал — античного наследия, христианства и варварских традиций, что стало основой для будущего формирования национальных культур.

3 Установите соответствие между сословиями средневекового европейского общества и признаками, его характеризующими. К каждой позиции первого столбца подберите одну соответствующую позицию из второго столбца.

 Сословие
 А) Духовенство
 Б) Дворянство (светские феодалы)

 В) Крестьянство
 Г) Горожане
 Характеристики
 1) Основными занятиями представителей этого сословия были ремесло и торговля
 2) В обязанности данного сословия входило обеспечение остальных сословий продуктами питания
 3) Представители данного сословия получали доходы от выполнения церковных обрядов и на эти средства содержали дворян и горожан 

4) Для содержания этого сословия взимался особый налог — десятина
 5) Представители этого сословия являлись одновременно и воинами, и людьми, призванными молиться за род человеческий
6) Основной задачей представителей этого сословия считалась защита мирных жителей от врагов

А) Духовенство соответствует 3 и 4, потому что духовные лица получали доходы от церковных обрядов и на них содержали другие сословия, а для их содержания взимался особый налог — десятина.

Б) Дворянство (светские феодалы) соответствует 6, так как основная их задача заключалась в защите мирных жителей от врагов.

В) Крестьянство соответствует 2, потому что крестьяне обеспечивали остальных сословий продуктами питания.

Г) Горожане соответствуют 1, так как их основными занятиями были ремесло и торговля.

4 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности. 1) взятие крестоносцами Иерусалима 2) начало правления династии Тан в Китае 3) падение Восточной Римской империи 4) захват монголами Багдада — столицы Арабского халифата

Правильная последовательность: 2, 1, 3, 4. Сначала началось правление династии Тан в Китае, потом крестоносцы взяли Иерусалим, затем падение Восточной Римской империи, и наконец монголы захватили Багдад.

5 Определите последствия монгольских завоеваний. 1) хозяйственный упадок завоёванных государств из-за разорения монголами городов и сёл 2) распространение на завоёванных территориях языческих верований монголов 3) сокращение населения завоёванных стран из-за гибели жителей 4) укрепление армий государств для противодействия монголам 5) распространение монгольского языка и культуры на завоёванных землях

Правильные последствия включают 1, 3 и 4. Хозяйственный упадок, сокращение населения и необходимость укрепления армий для защиты от монголов стали прямыми последствиями их завоеваний. Пункт 2 неверен, потому что монголы не навязывали языческие верования, а пункт 5 — распространение монгольского языка и культуры было ограниченным и не характерно для большинства завоёванных территорий.

6 Запишите термин, определение которого дано ниже. Полководец, военачальник, верховный военный руководитель в Японии — это…

Термин — сёгун.

7 Какой год некоторые историки называют символическим завершением эпохи Средних веков? Запишите этот год и название переставшего существовать в этот год государства.

Символическим завершением эпохи Средних веков считается 1492 год, когда перестало существовать государство Гранада.

8 Соотнесите изображение и соответствующее ему понятие.

9 Соотнесите изображение памятника культуры и регион, в котором оно было создано.

10 Выделите события, имеющие значение для нескольких цивилизаций, и те, которые были важны только для одной цивилизации.

 Группа событий
 А) События, имевшие значения для нескольких цивилизаций
 Б) События, имевшие значение только для одной цивилизации
 События
 1) первая морская экспедиция-посольство китайского флотоводца Чжэн Хэ
 2) Столетняя война
 3) завоевание крестоносцами Константинополя
 4) образование государства Харши в Северной Индии
 5) битва на Косовом поле. Потеря Сербией независимости
 6) захват власти сёгунами в Японии

События, имевшие значение для нескольких цивилизаций — 1 и 3, потому что экспедиции Чжэн Хэ и завоевание Константинополя повлияли на международную торговлю и политику сразу в нескольких регионах. События, важные только для одной цивилизации — 2, 4, 5 и 6, так как Столетняя война, образование государства Харши, битва на Косовом поле и захват власти сёгунами имели значение преимущественно для конкретных стран или народов.






ГДЗ по истории 6 класс Мединский, Чубарьян Параграф 24

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):