menu


ГДЗ по истории 6 класс Мединский, Чубарьян § 15. Кочевники Великой степи и их соседи в Сре с ответами




Какие народы Азии, Африки и Америки создали собственные цивилизации, а какие вошли в состав иных цивилизаций?

Цивилизации в Азии создали шумеры, аккадцы, халдейцы в Месопотамии, древние китайцы, индийская цивилизация Хараппы, а также цивилизации Юго-Восточной Азии, например кхмеры. Многие кочевые племена, такие как тюрки, монголы и хунну, создавали империи, но со временем ассимилировались и вошли в состав других культур. В Африке самостоятельные цивилизации создали древние египтяне, нубийцы и аксумиты, а народы Сахеля со временем приняли ислам и вошли в мусульманскую цивилизацию. В Америке свои цивилизации создали майя, ацтеки и инки, а покорённые ими народы включались в состав их империй.

Чем «кочевые империи» отличались от уже известных вам средневековых государств?

Кочевые империи отличались от оседлых государств по экономике, военной организации и устройству власти. Их основой было скотоводство и подвижный образ жизни, а у оседлых народов — земледелие и налоги с пашен. Власть у кочевников держалась на военном авторитете хана и личной верности, а у оседлых — на законах и бюрократии. Кочевники отличались высокой мобильностью и умением воевать конницей, но их государства были недолговечны и зависели от силы вождя.

1. Почему обитатели Великой степи вели кочевой образ жизни?

Обитатели Великой степи вели кочевой образ жизни потому, что занимались скотоводством и должны были постоянно искать новые пастбища. Климатические условия степей не позволяли развивать пашенное земледелие. Мобильность давала военные преимущества, позволяла быстро передвигаться и защищать стада.

2. Охарактеризуйте верования кочевников.

Кочевники верили в духов природы, поклонялись солнцу, небу, земле, воде, а также духам предков. В их верованиях преобладали шаманизм и анимизм. Шаманы считались посредниками между людьми и духами, проводили обряды и лечили. Каждое племя имело своих покровителей и символику рода.

Рассмотрите иллюстрацию. Опишите внешний вид гуннов и их поведение на захваченных территориях. Предположите, почему римляне называли Аттилу «Бичом Божьим».

Гунны отличались воинственным внешним видом, носили меха и простую броню, были искусными всадниками и стрельцами. На захваченных землях они грабили, разрушали поселения и уводили пленников. Аттилу называли «Бич Божий» за разрушения и страх, которые он внушал европейцам.

1. Охарактеризуйте формы взаимоотношений кочевых и земледельческих народов.

Кочевники и земледельцы взаимодействовали по-разному: через набеги и дань, торговлю, установление вассальной зависимости или культурный обмен. Иногда кочевники оседали, перенимали верования и традиции побеждённых народов.

2. Назовите объединения, созданные кочевниками в раннее Средневековье. Какова была их судьба?

Кочевые империи раннего Средневековья включали гуннов, аваров, тюрков, хазар и сельджуков. Гунны распались после смерти Аттилы, Аварский каганат был уничтожен Карлом Великим, Тюркский каганат распался на восточную и западную части, а другие образования со временем приняли оседлый образ жизни и новые религии.

Опишите вооружение и снаряжение монгольских воинов.

Монгольские воины были вооружены луком, саблей, копьём и кинжалом, носили лёгкую броню, имели несколько лошадей и использовали стремена.

Рассмотрите иллюстрацию и опишите оружие и технику, используемые монгольской армией при осаде города.

В осадах они применяли тараны, катапульты, требушеты, подкопы и поджоги, а также прибегали к психологическому давлению и использованию пленных инженеров.

1. В чём заключались причины побед монгольской армии? Перечислите не менее трёх причин.

Победы монгольской армии объяснялись её высокой мобильностью и мастерством всадников, способных наносить быстрые и точные удары из лука на полном скаку. Войско отличалось строгой дисциплиной и чёткой организацией по десятичной системе, где каждый воин нес личную ответственность за выполнение приказов. Монголы активно использовали разведку, заранее узнавая о силах и слабостях противника, а также применяли гибкую тактику — ложные отступления и засады.

2. Как вели себя монголы в завоёванных странах?

В завоёванных странах монголы вели себя по-разному: при добровольной сдаче сохраняли жизнь населению и использовали ремесленников, при сопротивлении разрушали города и уничтожали жителей. Они устанавливали систему наместников, вводили ямскую почту, что способствовало развитию торговли и культурного обмена.

Рассмотрите изображение. Кто противостоит монголам в сражении?

В битве на реке Шайо в 1241 году монголам противостояли войска европейцев — объединённая армия венгров, хорватов, чехов и рыцарей-тамплиеров под предводительством короля Венгрии Белы IV. На миниатюре изображены закованные в тяжёлые доспехи рыцари с крестами на щитах и штандартах, которые сражаются против лёгкой монгольской конницы. Это столкновение показало, как европейская феодальная армия проигрывает более мобильным и дисциплинированным войскам монголов.

1. Как кочевники относились к культурному наследию завоёванных ими народов?

В начале завоеваний они нередко разрушали города и памятники, считая богатые поселения символом роскоши и слабости. Но позже, осознав их значение, стали перенимать знания, ремёсла, письменность и управление покорённых стран, особенно китайскую и персидскую культуру.

2. Какие черты характера монгольского хана и багдадского халифа передаёт предание о тайнике с золотом?

Предание о тайнике с золотом показывает контраст между монгольским ханом и багдадским халифом. Хан изображён решительным и суровым завоевателем, презирающим богатство ради власти, а халиф — слабым и алчным, не способным защитить свои сокровища.

1. Кто мог беспрепятственно передвигаться по монгольской державе?

Свободно передвигаться по монгольской державе могли купцы, послы и чиновники, имевшие специальные ярлыки — грамоты, дававшие право на безопасный проезд и покровительство. Это создавало условия для развития торговли и дипломатии на огромных расстояниях.

2. Чем известен правитель Тимур?

Тимур, или Тамерлан, вошёл в историю как выдающийся полководец и завоеватель, создавший огромную империю со столицей в Самарканде. Он прославился не только победами, но и жестокостью, а также покровительством искусству и науке.

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Кем, полководцем или государственным деятелем, предстаёт Чингисхан? Как вы думаете, почему в Монголии ему поставлен памятник?

На изображениях Чингисхан показан как государственный деятель, созидатель, собравший разрозненные племена и основавший великую державу. Памятник ему в Монголии установлен как символ национального единства и силы.

2. Какие отношения устанавливались между кочевыми и земледельческими народами?

Отношения между кочевыми и земледельческими народами были двойственными. С одной стороны, это были набеги и войны, с другой — торговля, обмен товарами и культурным опытом.

3. Какой ценой была создана Монгольская империя? Каким образом поддерживалось её единство?

Монгольская империя была создана ценой огромных человеческих потерь и разрушений. Её единство поддерживалось железной дисциплиной, системой вассалитета, общими законами — «Великой Ясой» — и авторитетом Чингисхана и его потомков.

4. Охарактеризуйте Чингисхана и Тимура, приведя 3—4 факта из их биографии. Что общего было у этих исторических деятелей?

Чингисхан и Тимур были выдающимися завоевателями, гениальными военачальниками и жестокими правителями. Оба стремились к созданию мировой державы, обладали железной волей и талантом организаторов.

5. В чём заключалось сходство и различие между державой Чингисхана, Арабским халифатом и империей Карла Великого?

Государства Чингисхана, Арабский халифат и империя Карла Великого были схожи масштабами и идеей объединения народов под одной властью. Но отличались культурой и основой власти: у Чингисхана — военная сила и дисциплина, у арабов — религия, у Карла — христианская идея.

6. Какова была историческая судьба улусов, созданных потомками Чингисхана?

Улусы потомков Чингисхана со временем утратили единство. Они разделились на самостоятельные государства — Золотую Орду, Китайскую империю Юань, державу Илханов и другие, которые постепенно распались под ударами внешних врагов и внутренних смут.

7. Прочитайте п. 2 параграфа и заполните таблицу «„Кочевые империи“ раннего Средневековья».

Название кочевой империи — Государство гуннов.
Время существования — IV–V века.
Основатель — Аттила (его считают величайшим правителем гуннов).
Судьба государства — распалось после смерти Аттилы, племена гуннов растворились среди других народов Европы.

Название кочевой империи — Тюркский каганат.
Время существования — VI–VIII века.
Основатель — Бумын-каган.
Судьба государства — разделился на Восточный и Западный каганаты, а затем был завоёван Китаем и другими племенами.

Название кочевой империи — Хазарский каганат.
Время существования — VII–X века.
Основатель — неизвестен точно, возник из союза тюркских племён.
Судьба государства — уничтожено Киевской Русью в конце X века.

Название кочевой империи — Монгольская империя.
Время существования — XIII–XIV века.
Основатель — Чингисхан.
Судьба государства — распалась на улусы, которые превратились в самостоятельные государства, например Золотую Орду и империю Юань.

Расположите в хронологической последовательности события: 1) провозглашение Темучина Чингисханом; 2) распад державы гуннов; 3) смерть Тимура (Тамерлана); 4) завоевание монголами Багдада.

Сначала распалась держава гуннов — это произошло в V веке. Затем Темучина провозгласили Чингисханом в 1206 году. После этого монголы завоевали Багдад в 1258 году. Последним событием стала смерть Тимура (Тамерлана) в 1405 году.

Правильная хронологическая последовательность такая: 2, 1, 4, 3.

1. Как было организовано монгольское войско? В чём заключался секрет железной дисциплины, существовавшей в войске монголов?

Монгольское войско было устроено по строгой десятичной системе. В каждом отряде было десять человек под руководством десятника, десять десятников подчинялись сотнику, десять сотников — тысячнику, а десять тысячников — темнику, который командовал целой «тьмой», то есть десятью тысячами воинов. Такая структура позволяла поддерживать чёткую иерархию и мгновенную передачу приказов сверху вниз. Секрет железной дисциплины заключался в суровой ответственности каждого за всех: если кто-то из воинов нарушал приказ, бежал или не помог товарищам, наказанию подвергался весь отряд. Это делало армию чрезвычайно сплочённой и безоговорочно послушной командованию.

2. Как связано с устройством монгольской армии выражение «тьма тьмущая»?

Выражение «тьма тьмущая» происходит именно отсюда — от монгольского слова «тьма», обозначающего десять тысяч воинов. Со временем оно стало устойчивым выражением, означающим «огромное множество».

Объясните значение терминов: каган, хан, улус, курултай, нукер, юрта. Какие из терминов относятся к людям, а какие являются терминами, связанными с управлением и хозяйственной жизнью кочевников?

Каган — верховный правитель кочевой империи.
Хан — глава отдельного племени или улуса.
Улус — территория, подвластная хану.
Курултай — общее собрание знати, на котором решались важнейшие вопросы, в том числе избрание ханов.
Нукер — личный воин, приближённый к хану, верный соратник.
Юрта — переносное жилище кочевников.

Каган, хан и нукер — это термины, относящиеся к людям, а улус, курултай и юрта связаны с управлением, политической организацией и хозяйственным бытом кочевников.






ГДЗ по истории 6 класс Мединский, Чубарьян Параграф 15

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):