Какие новые черты появились в западноевропейской культуре XI— XIV вв.?
Какие здания из камня возводились в Средние века? Какие из них имели особое значение?
Рассмотрите форму книги и определите, войне или любви были посвящены помещённые в ней произведения. Почему вы так думаете?
В каком образе предстаёт Лис на иллюстрации? Предположите, чем может закончиться изображённая сцена.
1. Какие жанры представляли литературу зрелого Средневековья? 2. Кто создавал произведения литературы зрелого Средневековья?
Какое из «семи свободных искусств» изобразил средневековый художник? Обоснуйте свой ответ.
1. Какие дисциплины входили в «семь свободных искусств»? 2. Какие формы занятий существовали в университетах?
Рассмотрите иллюстрации. Какие особенности предпочитаемых учёными-богословами способов научного познания мира художники изобразили на их портретах?
1. Назовите наиболее известных западноевропейских учёных. 2. В чём выразилась практическая польза от поиска «философского камня»?
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, в каком стиле построен Кёльнский собор. Свой ответ аргументируйте. 2. Назовите характерные признаки романского и готического архитектурных стилей. 3. Какие ступени обучения существовали в средневековом университете? 4. Чем различаются методы схоластики и современной науки? 5. Заполните таблицу «Развитие литературы в XI—XIV вв.».
В какую эпоху, по мнению писателя, жил исторический Робин Гуд? Кем он являлся? Чем образ Робина Гуда в народных балладах отличался от реального?
1. Расположите термины по степени повышения их значимости: «студент», «декан», «ректор», «преподаватель». Назовите слово, которое объединяет все эти понятия. 2. Найдите лишнее понятие: грамматика, музыка, риторика, диалектика. Объясните свой ответ.
1. Прочитайте эпиграф к главе. Какие изменения в жизни Европы в XI в. фиксирует средневековый хронист? О чём они свидетельствуют? 2. Какие новые государства возникли в Европе в период зрелого Средневековья? 3. Какие органы сословного представительства возникли в Англии, Франции, государствах Пиренейского полуострова, Священной Римской империи и Польше? Одинаковы ли были их функции в разных странах? 4. Сравните «натиск на Восток», Крестовые походы и Реконкисту. Что в них было общего и чем они отличались друг от друга? 5. Почему в XI — начале XIV в. в одних странах Европы королевская власть усилилась, а в других этого не произошло? 6. Выделите особенности средневековой европейской культуры. Как на культуру Европы повлияли события и процессы, происходившие в XI — начале XIV в.? 7. Норвежский учёный Стейн Роккан считал, что чем дальше от торговых путей и Рима находились европейские государства, тем скорее там возникала сильная королевская власть. Изучите историческую карту и определите, прав ли Роккан. Если прав, то чем можно объяснить выявленную им закономерность?