1. Как Летописный свод 1448 г. выразил главную идею эпохи?
Летописный свод 1448 года выразил главную идею эпохи, представленную в идее централизации и укрепления власти Московского государства. Он подчеркивал роль Москвы как нового центра правления и ее стремление к объединению Русских земель.
2. Чем хронограф отличался от летописи?
Хронограф и летопись являются двумя разными формами исторической записи. Летопись представляет собой хронологически упорядоченный список событий, часто с комментариями и оценками. Хронограф, с другой стороны, представляет собой хронологическую таблицу или диаграмму, в которой события упорядочены по годам.
1. Какие события церковной жизни XV в. отразились в «Повести о белом клобуке»?
В "Повести о белом клобуке" отразились события церковной жизни XV века, такие как изгнание монахов из Троице-Сергиевой Лавры, канонизация святых и прославление новых церквей.
2. Почему «Хождение за три моря» Афанасия Никитина вызывает интерес у всех любителей истории?
"Хождение за три моря" Афанасия Никитина вызывает интерес у любителей истории, так как оно представляет собой одно из ранних путешествий русского писателя-путешественника. В своем путевом дневнике Никитин описывает свои приключения, встречи с разными культурами и странами, а также даёт ценные сведения о географии и обычаях тех времен.
1. Почему Московский Кремль называют плодом сотрудничества представителей разных культур?
Московский Кремль называют плодом сотрудничества представителей разных культур, потому что при его строительстве использовались технологии и мастерство итальянских, немецких и русских архитекторов и строителей. Различные стили и элементы архитектуры сочетаются в Кремле, что отражает влияние разных культур на его формирование.
2. Какое место в политической и церковной жизни занял новый Успенский собор?
Новый Успенский собор, построенный в Московском Кремле в XV веке, занимал важное место в политической и церковной жизни. Он служил местом коронации русских царей, проведения важных церковных церемоний и был символом мощи и престижа Московского государства.
1. Почему Андрея Рублёва относят к выдающимся живописцам XV в.? Назовите его произведения.
Андрея Рублева относят к выдающимся живописцам XV века из-за его мастерства и вклада в развитие иконописи. Его произведения, такие как "Троица", "Святые ворота" и "Ангел с Златоустом", отличаются изысканной композицией, глубокой символикой и выразительностью, а также мастерством в передаче света и цвета.
2. Какие общественные идеи нашли отражение в творчестве иконописцев?
В творчестве иконописцев нашли отражение общественные идеи, связанные с религиозными убеждениями и культурными ценностями. Они воплощали идеалы духовности, благочестия, покаяния и представляли изображения святых и библейских сюжетов, вдохновляя верующих на духовное совершенствование.
1. Прочитайте эпиграф: 1) О росписи какого собора упоминается в летописи? 2) Почему храмы расписывались несколькими мастерами?
2. Какие новые сюжеты нашли отражение в древнерусской литературе?
В древнерусской литературе XV века появились новые сюжеты, связанные с историческими событиями и легендами. Примерами таких произведений являются "Слово о полку Игореве" о походе князя Игоря Святославича против половцев и "Задонщина" о сражении князя Дмитрия Донского с татаро-монголами на реке Дон.
3. Каковы особенности развития архитектуры в последней трети XV в.?
В последней трети XV века архитектура в Русском государстве развивалась в стиле, известном как московская удельная архитектура. Особенности этого стиля включают более изящные формы зданий, использование камня в строительстве и развитие декоративных элементов, таких как арочные переходы и фрески.
4. В августе 1455 г. этот итальянский архитектор и инженер первым в истории архитектуры переместил здание. Колокольня при церкви в Болонье была передвинута на 13 м. Используя интернет-ресурсы, выясните, как звали этого итальянского мастера. Почему его считают основателем российской артиллерии? В каком событии участвовало созданное им оружие? Каким образом его деятельность связана с Россией?
5. Используя дополнительную литературу, выясните, что такое иконостас. Нарисуйте в тетради схему иконостаса и подпишите каждый из его рядов.
6. Подготовьте презентацию на тему «Творчество Андрея Рублёва».
7. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) Аристотель Фиораванти завершил строительство Успенского собора Московского Кремля; 2) роспись храма Благовещенского собора Московского Кремля; 3) начало строительства Московского Кремля из красного кирпича итальянскими мастерами; 4) окончание росписи Андреем Рублёвым Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря; 5) создание единой общерусской летописи.
1. Чьи черты вложил художник в образы каждого из трёх ангелов?
2. Для чего явились на землю три лица «Троицы»? Каков главный источник вдохновения иконописца и что поражает всякого, кто смотрит на икону?
В иконе "Троица" на землю явились три лица "Троицы" (Бог Отец, Сын и Святой Дух), представленные в виде ангелов, чтобы испытать гостеприимство Авраама. Основным источником вдохновения иконописца является Библия и христианская религиозная традиция. Икона поражает каждого, кто на нее смотрит, своей глубокой духовной символикой и изящностью исполнения.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Русская культура в XV в. развивалась стихийно или её достижения были связаны с успехами в государственном строительстве?
А. Лучшие образцы русской культуры были созданы в домонгольский период, в дальнейшем мастера лишь следовали прежним образцам, не создавая ничего нового.
Б. Российское государство вело бесконечные войны, на развитие культуры средств не было.
В. Собирание земель и государственное строительство пробудили мощные творческие силы, русская культура обогатилась новыми достижениями.
Выберите ответ на главный вопрос главы. Свой выбор обоснуйте.
Что стало политической основой для создания единого Российского государства — вечевой строй или сильная княжеская власть?
А. Создавая единое Российское государство, московские князья присоединили к Москве Новгород и сохранили вечевые традиции.
Б. Правители Российского государства взяли пример с литовских князей и строили свою державу как союз самостоятельных земель.
В. Единое Российское государство создавалось московскими князьями, власть которых была почти ничем не ограничена.
1. Саввимо-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского. Кто из русских князей поддерживал основание этого монастыря и сделал его своей придворной обителью? Почему этот князь после смерти брата Василия I вступил в борьбу за великокняжеский престол? Какие последствия ожидали князя после его победоносного восхождения на московский престол в 1433 г.?
2. «И тут подошёл к нему злой раб, гордый, немилосердный мучитель Никита, взял великого князя за плечи и сказал: "Ты во власти великого князя Дмитрия Юрьевича" ...В среду на той же неделе вечером ослепили великого князя и сослали его с княгиней на Углич...». Почему Василий II не сопротивлялся своему аресту? Что заставило Дмитрия Шемяку ослепить своего соперника? Как Василий Тёмный вновь вернул себе престол?
3. Русские зодчие Кривцов и Мышкин заложили в Московском Кремле новый каменный Успенский собор. В 1474 г. произошла катастрофа — рухнул почти достроенный мастерами храм. Кто виноват в произошедшем событии — природное явление или технология строительства? Где был найден архитектор и инженер для строительства нового храма? Что известно о его роли в укреплении не только строительного дела на Руси, но и военного дела? Какой храм Древней Руси стал образцом для создания главного собора столицы?
4. В конце XV в. в народе родилась легенда о гибели вечевого новгородского колокола: «Был вечный колокол отправлен в Москву, но в плен московский на позорище не пошёл. Он выбрал крутую горку и покатился под неё и, ударившись о камни, разбился, но успел крикнуть: "Волю дай!" Осколки колокола ударились о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики дорожили ими и крепили к конной упряжи. Так весть о вольности разнеслась по всей Руси. А горы по созвучию назвали Валдай». Где несколько веков в Новгороде находился вечевой колокол? Что заставило Ивана III в 1478 г. не только ликвидировать вечевой строй в Новгороде, но и вывезти символ новгородской свободы в Москву? Кто из новгородцев был отправлен в Москву одновременно с вечевым колоколом? Что говорят летописцы и историки о реальной судьбе новгородского вечевого колокола?