1. Как Летописный свод 1448 г. выразил главную идею эпохи? 2. Чем хронограф отличался от летописи? 1. Какие события церковной жизни XV в. отразились в «Повести о белом клобуке»? 2. Почему «Хождение за три моря» Афанасия Никитина вызывает интерес у всех любителей истории? 1. Почему Московский Кремль называют плодом сотрудничества представителей разных культур? 2. Какое место в политической и церковной жизни занял новый Успенский собор? 1. Почему Андрея Рублёва относят к выдающимся живописцам XV в.? Назовите его произведения. 2. Какие общественные идеи нашли отражение в творчестве иконописцев? 1. Прочитайте эпиграф: 1) О росписи какого собора упоминается в летописи? 2) Почему храмы расписывались несколькими мастерами? 2. Какие новые сюжеты нашли отражение в древнерусской литературе? 3. Каковы особенности развития архитектуры в последней трети XV в.? 4. В августе 1455 г. этот итальянский архитектор и инженер первым в истории архитектуры переместил здание. Колокольня при церкви в Болонье была передвинута на 13 м. Используя интернет-ресурсы, выясните, как звали этого итальянского мастера. Почему его считают основателем российской артиллерии? В каком событии участвовало созданное им оружие? Каким образом его деятельность связана с Россией? 5. Используя дополнительную литературу, выясните, что такое иконостас. Нарисуйте в тетради схему иконостаса и подпишите каждый из его рядов. 6. Подготовьте презентацию на тему «Творчество Андрея Рублёва». 7. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) Аристотель Фиораванти завершил строительство Успенского собора Московского Кремля; 2) роспись храма Благовещенского собора Московского Кремля; 3) начало строительства Московского Кремля из красного кирпича итальянскими мастерами; 4) окончание росписи Андреем Рублёвым Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря; 5) создание единой общерусской летописи. 1. Чьи черты вложил художник в образы каждого из трёх ангелов? 2. Для чего явились на землю три лица «Троицы»? Каков главный источник вдохновения иконописца и что поражает всякого, кто смотрит на икону? Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте. Русская культура в XV в. развивалась стихийно или её достижения были связаны с успехами в государственном строительстве? А. Лучшие образцы русской культуры были созданы в домонгольский период, в дальнейшем мастера лишь следовали прежним образцам, не создавая ничего нового. Б. Российское государство вело бесконечные войны, на развитие культуры средств не было. В. Собирание земель и государственное строительство пробудили мощные творческие силы, русская культура обогатилась новыми достижениями. Выберите ответ на главный вопрос главы. Свой выбор обоснуйте. Что стало политической основой для создания единого Российского государства — вечевой строй или сильная княжеская власть? А. Создавая единое Российское государство, московские князья присоединили к Москве Новгород и сохранили вечевые традиции. Б. Правители Российского государства взяли пример с литовских князей и строили свою державу как союз самостоятельных земель. В. Единое Российское государство создавалось московскими князьями, власть которых была почти ничем не ограничена. 1. Саввимо-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского. Кто из русских князей поддерживал основание этого монастыря и сделал его своей придворной обителью? Почему этот князь после смерти брата Василия I вступил в борьбу за великокняжеский престол? Какие последствия ожидали князя после его победоносного восхождения на московский престол в 1433 г.? 2. «И тут подошёл к нему злой раб, гордый, немилосердный мучитель Никита, взял великого князя за плечи и сказал: "Ты во власти великого князя Дмитрия Юрьевича" ...В среду на той же неделе вечером ослепили великого князя и сослали его с княгиней на Углич...». Почему Василий II не сопротивлялся своему аресту? Что заставило Дмитрия Шемяку ослепить своего соперника? Как Василий Тёмный вновь вернул себе престол? 3. Русские зодчие Кривцов и Мышкин заложили в Московском Кремле новый каменный Успенский собор. В 1474 г. произошла катастрофа — рухнул почти достроенный мастерами храм. Кто виноват в произошедшем событии — природное явление или технология строительства? Где был найден архитектор и инженер для строительства нового храма? Что известно о его роли в укреплении не только строительного дела на Руси, но и военного дела? Какой храм Древней Руси стал образцом для создания главного собора столицы? 4. В конце XV в. в народе родилась легенда о гибели вечевого новгородского колокола: «Был вечный колокол отправлен в Москву, но в плен московский на позорище не пошёл. Он выбрал крутую горку и покатился под неё и, ударившись о камни, разбился, но успел крикнуть: "Волю дай!" Осколки колокола ударились о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики дорожили ими и крепили к конной упряжи. Так весть о вольности разнеслась по всей Руси. А горы по созвучию назвали Валдай». Где несколько веков в Новгороде находился вечевой колокол? Что заставило Ивана III в 1478 г. не только ликвидировать вечевой строй в Новгороде, но и вывезти символ новгородской свободы в Москву? Кто из новгородцев был отправлен в Москву одновременно с вечевым колоколом? Что говорят летописцы и историки о реальной судьбе новгородского вечевого колокола?