1. Какие ремесленные специальности существовали в XV в.? О чём говорит появление в городах ремесленных слобод? 2. Расскажите о товарах, которые привозили в Россию через Каспийское, Чёрное и Балтийское моря. 1. Как стали называть с XV в. сельских жителей, земледельцев? Каково происхождение этого названия? 3. Сравните положение черносошных, дворцовых, владельческих и монастырских крестьян. 1. Что заставляло крестьян со второй половине! XV в. бежать на окраины государства? 2. Как была организована военная, политическая и хозяйственная жизнь вольных людей казаков? 1. Прочитайте эпиграф: 1) Почему соль на Руси была самым выгодным для продажи товаром? 2) Как можно оценить масштабы соляной торговли Троице-Сергиева монастыря? 3) Какой результат могло принести право беспошлинной торговли, дарованное монастырю великим князем? 2. Что такое тягло? Кто принадлежал к тяглому населению страны? 3. Чем оброк отличался от барщины? 4. Вспомните, как назывался союз северогерманских городов во главе с Любеком, ставший важным торговым партнёром средневекового Новгорода. Чем новгородцы торговали со странами Европы? 1. Кто был заинтересован в ограничении свободы передвижения крестьян? 2. Можно ли считать пожилое ещё одним способом привязать крестьян к земле? 3. Используя отрывок из документа, составьте рассказ об уходе крестьянина от помещика. Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте. Можно ли говорить о том, что вместе с политической централизацией страны началось и её хозяйственное обновление? А. Появление сильного централизованного государства, освободившегося от внешней зависимости, создавало условия для хозяйственного развития страны. Б. Централизованное государство с его многочисленным войском и большим аппаратом управления стало тяжким грузом для народа, он стал жить хуже и платить больше налогов. В. Для слабого хозяйства, в условиях постоянных неурожаев и отсутствия связей с другими странами, даже сильное государство не могло создать условия для развития.