1. Как определить принадлежность людей к тому или иному народу? 2. Что помогло индоевропейцам расселиться на просторах Восточно-Европейской равнины? 1. Как скифы-кочевники взаимодействовали с земледельцами? 2. О чём говорит погребальный обряд, существовавший у скифов? 1. Где жили финно-угорские племена? Чем занимались финно-угры? 2. Что позволило алтайцам быстро преодолеть пространство от Байкала до Восточно-Европейской равнины? 1. Вспомните, что такое Великая греческая колонизация. Чем привлекало греков Северное Причерноморье? 2. Как греки-переселенцы влияли на соседние народы? 1. Что повлияло на особую роль Дербента в истории? 2. Кем и когда были построены крепостные сооружения города? 1. Прочитайте эпиграф: 1)Почему историк сравнивает слова языка с древними гробницами? 2) Может ли язык с течением времени оставаться неизменным? 3) Чем объяснить сходство языков у народов, живущих далеко друг от друга? 2. Какие народы жили на территории Крыма в древности? Какие города появились на полуострове? 3. Чем отличался образ жизни финно-угров и тюрок? 4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) начало греческой колонизации Северного Причерноморья; 2) окончание скифского господства в Северном Причерноморье; 3) возникновение Боспорского царства; 4) начало Великого переселения народов. 1. Какие религиозные представления заставляли скифов хоронить слуг царя вместе с их господином? 2. О чём свидетельствует изобилие золотых предметов в скифских курганах? Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте. Как многообразие хозяйственной и культурной жизни влияло на отношения разных народов? А. Различия в образе жизни, обычаев и традиций приводило к конфликтам, препятствовало развитию торговли, распространению технических достижений. Б. Многообразие хозяйственной и культурной жизни стало основой для сотрудничества народов, их успешного развития. В. Народы жили обособленно, поэтому взаимовлияния не происходило.