1. Каким образом раздробленность влияла на развитие древнерусской культуры? 2. Как местные культурные традиции повлияли на каменное строительство? 1. По какой причине грамотность городских жителей Руси была выше, чем в Европе? 2. Как находки археологов изменили представление о грамотности на Руси? 1. Какая тема была общей для всех жанров литературы в период раздробленности? 2. Находилось ли место в литературе для описания жизни простого человека? 1. На какие средства возводились храмы в Новгороде? 2. В чём заключались особенности использования храмов в Новгородской земле? 1. Ради какой цели Андрей Боголюбский преобразил Владимир-на-Клязьме? 2. Как Всеволод Большое Гнездо продолжил традиции брата? 1. Прочитайте эпиграф: I ) Каким видится идеальный правитель автору «Моления»? 2) Обладал ли древнерусский автор литературным даром? Свой ответ обоснуйте. 2. Используя интернет-ресурсы, выясните, как икона Божией Матери (впоследствии Владимирская) связана со строительством княжеского дворца в Боголюбове и переносом столицы Суздальской земли во Владимир. 3. Пользуясь картой (с. 114) и текстом учебника, расскажите о событии, которое описано в «Слове о полку Игореве». 4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) построен Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде; 2) Андрей Боголюбский построил Успенский собор во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли. 1. В документах представлены разные женские образы. Первый образ — незамужняя девушка. Как вы думаете, подруги или родственники девушки осудили бы её за то, что она первая обращается к парню? 2. Второй образ — жена, потерявшая мужа. Объясните, в чём трагедия женщины, написавшей письмо с просьбой о помощи. 3. Третий женский образ — замужняя женщина. Почему автор обращается к жене с помощью письма? 1. Какое государство возглавлял Фридрих Барбаросса? 2. О чём говорят дружественные отношения между владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским и императором Фридрихом I ? Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте. Обогатилась или обеднела древнерусская культура в период раздробленности? А. Древнерусская культура сохранила свою общность, при этом в каждой земле она стала развиваться по-своему и поэтому значительно обогатилась. Б. Политический распад привёл к разрушению единства русской культуры, культурному упадку и изоляции отдельных земель. В. Единая христианская русская культура не успела сформироваться до периода раздробленности, это была культура отдельных частей восточнославянского мира. Выберите ответ на главный вопрос главы. Свой выбор обоснуйте. Что было характерно для русских земель в период раздробленности: развитие всех сторон жизни общества или застой и упадок? А. Распад Древнерусского государства никак не отразился на жизни людей: в период раздробленности в политической жизни, хозяйстве и культуре ничего не менялось. Б. Русские земли развивались по всем направлениям — от политики и экономики до общественных отношений и культуры; при этом раздробленность мешала объединять силы для отпора внешним врагам. В. После распада Древнерусского государства успешно развивалась только Новгородская боярская республика, остальные земли переживали период политического ослабления и хозяйственного упадка. 1. В 1156 г. на Боровицком холме было построено укрепление общей протяжённостью около 850 м. Оно было окружено рвом шириной 16—18 м и глубиной не менее 5 м. Используя интернет-ресурсы, выясните, о какой крепости идёт речь. Из какого материала были построены крепостные стены? Чем было удобно месторасположение данной крепости? 2. Летом 1808 г. крестьянка Ларионова нашла древний позолоченный шлем. Историки выяснили, что он принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо. На основании изученного материала предположите, на месте какого сражения был найден шлем. Что стало причиной усобицы между сыновьями князя Всеволода? 3. Главными товарами, которые новгородцы продавали в Европе в Средние века, были меха и воск. Наиболее ценные меха (соболя, куницы) считались штуками, иногда «сороками» (40 штук), а белки — сотнями, тысячами и даже бочками (в бочку входило до 12 тысяч шкурок). Немецкий купец Виттенборг продал за три года 65 тысяч шкурок белки. Сколько бочек беличьих шурок он купил у новгородцев? 4. Воск в старину отливали «кругами». Каждый «круг» был определённого веса (около 160 кг) и качества. На воске ставился оттиск — «Товар Божий». Предположите, что означали слова печати на круге воска. Проверьте свою версию с помощью интернет-ресурсов.