Как политическое развитие Руси в XIII—XV вв. повлияло на становление русской культуры? 1. Что испытала русская культура от Батыева нашествия? 2. С какими событиями было связано возрождение русской культуры? 1. Какие произведения были посвящены борьбе русского народа с захватчиками? 2. Какой вклад в развитие русской литературы внесли Епифаний Премудрый, Пахомий Серб и Афанасий Никитин? 1. Назовите основные новгородские храмы, построенные в XIII—XIV вв. 2. Какие храмы и соборы были возведены в Москве в XIV—XV вв.? Какие живописцы появились в XIV в.? 1. Опишите быт кресть ян и простых горожан. Чем он различался? 2. Как жили богатые люди? 1. Рассмотрите фотографию в начале параграфа. Что символизировал Успенский собор в Московском Кремле? Почему по задумке Ивана III он должен был быть выше Успенского собора во Владимире? 2. Подготовьте сообщение (по выбору) об одном из деятелей или об одном из произведений, упомянутых в параграфе. 3. Как нашествие Батыя и ордынское владычество повлияли на развитие русской литературы и устного народного творчества? 4. Вспомните, как развивалась европейская культура в XIV—XV вв. Чем она принципиально отличалась от русской культуры? Чем можно объяснить эти различия? 5. Чем можно объяснить тот факт, что при Иване III многие храмы строились европейскими мастерами? 1. Какие заслуги Ивана III символизирует изображение в начале главы? Сформулируйте не менее четырёх-пяти положений. 2. Чем усобица в Московском княжестве XV в. отличалась от княжеских усобиц XII—XIII вв.? 3. С помощью карт на с. 201, 235 расскажите о процессе объединения русских земель в XIV—XV вв. Какие территории осталось подчинить наследникам Ивана III для завершения этого процесса? 4. Какие органы центрального и местного управления существовали при Иване III? Какие функции они выполняли? 5. Составьте простой план по теме «Объединение земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.». Почему московским правителям удалось объединить русские земли?