Различается ли культура Руси X—XI и XII—XIII вв., и если да, то чем? Что повлияло на развитие культуры на Руси в начале её становления? 1. Какие материалы использовались для письма на Руси? Для каких целей использовался тот или иной материал? 2. Чему были посвящены древнейшие русские книги? 1. Какие особенности политического развития Руси XI—XIII вв. нашли отражение в литературных произведениях этого периода? 2. Что стало главной идеей «Слова о полку Игореве?» Опираясь на знания по литературе, вспомните, какие подвиги совершили богатыри, изображённые на картинах. 1. Можно ли считать былины достоверным источником информации? Почему? 2. Вспомните, что такое летопись. Какое значение имеют летописи для изучения истории? Соберите дополнительную информацию о том, какой храм послужил прообразом для Софийского собора в Киеве. Сохранился ли этот храм до наших дней? 1. В чём заключались особенности древнерусской архитектуры X—XI вв.? 2. Покажите на фотографии храма Святой Софии в Новгороде купол, барабан, закомары, апсиды. Соберите дополнительную информацию о том, почему Владимирская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых на Руси. Вспомните, когда и как она оказалась во Владимире. 1. Дайте определения понятий «фреска», «икона», «мозаика». 2. Какие сюжеты изображались на фресках и мозаиках? 1. Опираясь на текст параграфа и дополнительные источники информации, определите, в каких городах были построены храмы, изображённые на иллюстрациях в этом пункте параграфа. 2. Какие черты были характерны для храмов разных княжеств? 1. Что такое зернь и скань? Чем они различаются? 2. Какие ещё техники ювелирного мастерства существовали в Древней Руси? 1. Рассмотрите картину в начале параграфа. Соберите дополнительную информацию о том, что такое гусли. Кто из былинных героев умел на них играть? Какие ещё музыкальные инструменты существовали на Руси? 2. Известный учёный-филолог Д. С. Лихачёв писал: «Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения». Тем не менее отправной точкой русской культуры он считал 988 г. Чем объясняется выбор учёного? 3. Как проявилось влияние византийской культуры на архитектуру и живопись на Руси? Приведите конкретные примеры такого влияния. 4. Почему иконы, фрески и мозаики часто называли Библией для неграмотных? 5*. Исследователи отмечают, что героями киевских былин были в основном богатыри-воины, а героями новгородских былин — купцы. Как вы думаете, почему? 6*. Как изменилась тематика литературных произведений XI и XII—XIII вв.? Чем это можно объяснить? Различается ли культура Руси X—XI и XII—XIII вв., и если да, то чем? 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. С помощью дополнительных источников информации выясните, какая битва изображена на иконе. Где была создана эта икона? Чем закончилось сражение? Кто из деятелей, упоминавшихся в главе, принимал в нём участие? 2. Какими причинами была вызвана раздробленность Руси? Какие из них были объективными (то есть не зависевшими от воли людей), а какие — субъективными (то есть такими, на которые люди могли повлиять)? 3. На основе материалов главы сформулируйте основные черты периода раздробленности Руси в экономической и политической сферах. 4. Сравните положение князей в Галицко-Волынском княжестве и Новгородской земле. Что общего и что различного можно отметить? 5. Некоторые историки полагают, что период раздробленности характеризовался упадком Руси. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в защиту своего мнения. Как раздробленность повлияла на развитие русских земель? К чему привела зависимость русских земель от иноземной власти?