1. Завоевание Карла Великого. 1. Покажите на карте (с. 57) направления основных походов Карла Великого и территории, присоединённые им к Франкскому королевству. Какими оказались результаты внешней политики Карла для государства франков, для германских племён, для Аварского каганата? 2. Как вы думаете, почему христианизация германских племён способствовала их подчинению франкам? 2. «Восстановление» империи. 1. Какие выгоды видели в провозглашении Карла императором сам франкский король и папа римский? К одним ли и тем же целям они стремились? 2. Почему слово «восстановление» взято в кавычки? Чем империя Карла Великого отличалась от древней Римской империи? 3. Управление империей. 1. Зачем Карл Великий разделил свою империю на графства? 2. Назовите сильные и слабые стороны организации власти в империи Карла Великого. Сравните роль Церкви в Византийской империи и в империи Карла Великого. 4. Забота об образовании. Вспомните, откуда происходит слово «академия», и узнайте, кому из древних пытались подражать Карл Великий и Алкуин. Кто ещё из варварских королей-германцев приближал к себе образованных людей? 5. Судьба империи Карла Великого. В чём вы видите причины распада империи Карла Великого? Вопросы после параграфа. 1. Какие последствия для Европы имело «восстановление» империи в 800 г.? 2. Нарисуйте схему управления империей Карла Великого. Что на основе этой схемы можно сказать о власти императора? 1. Сравните указанные в тексте исторические обстоятельства испанского похода Карла Великого с картиной, нарисованной в «Песни о Роланде». Каковы основные различия между ними? Почему могли произойти такие изменения? 2. Можно ли использовать «Песнь о Роланде» в качестве исторического источника при изучении битвы в Ронсевале? Если да, то в чём его особенности, если нет, то источником для какого исторического исследования может быть эта «Песнь»? Какие черты личности императора подчёркивает придворный писатель Эйнгард? 1. Почему, по мнению автора, отпрыски знатных семейств учатся небрежно, а дети «среднего и низшего сословия» проявляют прилежание? Что обещает Карл Великий тем, кто хорошо учится? Как связаны эти обещания с политическими целями Карла? 2. Автор этих строк, учёный монах Ноткер, родившийся лет через двадцать после смерти Карла, когда Франкская империя уже начала испытывать трудности, происходил вовсе не из «низшего сословия». Зачем же он включил столь назидательный эпизод в своё сочинение? Вопросы и задания к главе 3 1. Определите по карте (с. 57), с какими соседями приходилось иметь дело франкам на разных этапах расширения их державы. Кто из них мог представлять угрозу, а кто – стать союзником? Рассмотрите различные варианты. 2. Какое значение для истории Европы имели принятие Хлодвигом христианства и запись по его распоряжению обычаев франков? 3. Современник Карла Мартелла назвал его в письме «почти королём». Как вы думаете, справедливы ли эти слова? Какое значение для Франкского королевства и для Европы в целом имела победа над арабами при Пуатье? 4. В чём проявился расцвет державы франков при Карле Великом?