Что объединяло культуру и быт Западной Европы и Византии и почему это единство не удалось сохранить?
Культуру и быт Западной Европы и Византии объединяло христианство, общее античное наследие и схожие культурные ценности. Однако религиозные споры и вопросы о главенстве в христианском мире (между папой римским и патриархом константинопольским) привели к расколу церкви в 1054 году, что окончательно разрушило это единство.
1. Почему «Символ веры» был объявлен догматом?
«Символ веры» был объявлен догматом, чтобы устранить споры в толковании христианского учения, такие как арианство, и закрепить основополагающие истины христианской веры, которые больше не подлежали пересмотру.
2. Что такое кириллица? Кем и для чего она была создана?
Кириллица — это славянская азбука, созданная братьями Кириллом и Мефодием в 863 году для распространения христианства среди славянских народов и упрощения перевода церковных текстов на славянский язык.
1. Как был устроен монастырь?
Монастырь был обособленной общиной монахов, обнесённой стенами, с храмом, жилыми и хозяйственными постройками. Монахи занимались молитвами, физическим трудом и переписыванием книг. Управлял монастырём игумен (в Византии) или аббат (на Западе).
2. Почему средневековые книги стоили очень дорого?
Средневековые книги стоили очень дорого из-за трудоёмкости их производства. Пергамент изготавливался из кожи животных, а переписчики вручную переписывали текст и украшали страницы миниатюрами. Это занимало месяцы, а иногда и годы.
Опишите мебель и технические приспособления, которые использовал переписчик книг.
Переписчик книг использовал деревянный стол и стул, перо, чернила и специальные подставки для пергамента. Рядом мог стоять светильник, чтобы работать в тёмное время суток. Текст переписывался вручную, что требовало концентрации и точности.
1. Какие элементы античной архитектуры были использованы архитекторами раннего Средневековья?
Архитекторы раннего Средневековья использовали античные элементы, такие как арки, колонны и купола. Эти элементы особенно заметны в христианских храмах, таких как базилики и крестово-купольные церкви.
2. Определите, какой из изображённых храмов крестово-купольный.
1. Почему в Средние века быть образованным значило знать латынь?
В Средние века знание латыни означало доступ к образованию, поскольку церковные и научные тексты писались на латинском языке. Латынь была языком богослужений, науки и литературы в Западной Европе.
2. Назовите виды средневековой храмовой живописи.
Виды средневековой храмовой живописи включали мозаики (изображения из кусочков цветного стекла), фрески (росписи по сырой штукатурке) и иконы (изображения на деревянных досках, написанные специальными красками).
Какое из «семи свободных искусств» изобразил средневековый художник? Обоснуйте свой ответ.
Опишите, как проходили учебные занятия в Византии.
Учебные занятия в Византии проходили в специальных школах, где ученики изучали «семь свободных искусств». Они читали произведения античных авторов, занимались под руководством наставников и готовились к государственным должностям. Учёба проходила в основном на греческом языке.
1. Перечислите «семь свободных искусств». На произведениях каких античных авторов они базировались?
«Семь свободных искусств» делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Они базировались на произведениях античных авторов, таких как Аристотель, Платон, Цицерон, Боэций и Пифагор. Эти науки рассматривались как основа для изучения философии и теологии.
2. Назовите имена людей раннего Средневековья, получивших известность благодаря своей учёности.
В раннем Средневековье получили известность такие учёные, как Боэций, Исидор Севильский, Алькуин и Беда Достопочтенный. Они внесли значительный вклад в сохранение и развитие античной и христианской мысли. Исидор Севильский, например, известен своим трудом «Этимологии», а Беда — своей «Церковной историей народа англов».
Используя схему, расскажите о различиях между католической и православной церковью.
В католичестве верховная власть принадлежит папе римскому, в православии — коллегиальному собору епископов (с патриархом во главе). В католичестве используется латинский язык в богослужениях, в православии — национальные языки. Католики признают догмат о Filioque (происхождение Святого Духа от Отца и Сына), православные отвергают это добавление. В католичестве принято целибат (обет безбрачия для священников), в православии разрешено священникам жениться до принятия сана.
1. Где находились два центра христианства в раннее Средневековье?
В раннее Средневековье два главных центра христианства находились в Риме (центр Западной, католической церкви) и Константинополе (центр Восточной, православной церкви).
2. Какое событие произошло в 1054 г.? Что оно обозначало?
В 1054 году произошло событие, известное как Великий раскол (схизма) между Римской католической и Восточной православной церквями. Этот раскол был итогом долгих разногласий по теологическим, литургическим и политическим вопросам и обозначал разделение христианского мира на католическую и православную ветви.
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, где изображены православные, а где католики. Аргументируйте свой ответ. Когда мог состояться такой диспут?
2. Определите, сколько лет прошло от Никейского собора до раскола христианской церкви. В период Нормандского завоевания Англии христианская церковь была единой или уже разделилась?
Никейский собор состоялся в 325 году, а раскол христианской церкви произошёл в 1054 году. Между этими событиями прошло 729 лет. Во время Нормандского завоевания Англии в 1066 году христианская церковь уже была разделена на католическую и православную ветви в результате Великого раскола.
3. Расскажите о том, какие общественные и культурные функции выполняла церковь в раннее Средневековье, используя понятия «монастырь», «миссионер», «семь свободных искусств», «пергамент» и др.
В раннем Средневековье церковь выполняла множество общественных и культурных функций. Монастыри были центрами духовной жизни, где монахи занимались переписыванием книг на пергаменте, сохраняя знания. Миссионеры активно распространяли христианство среди языческих народов, способствуя культурному обмену. Церковные школы обучали людей «семи свободным искусствам», которые включали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию, что помогало сохранять и передавать античное наследие. Кроме того, монастыри часто были центрами ремесел, земледелия и науки, что усиливало их влияние в обществе.
4. Как античное наследие повлияло на средневековую культуру? Где, в Западной Европе или в Византии, лучше сохранилось античное наследие и почему?
Античное наследие сильно повлияло на средневековую культуру как в Западной Европе, так и в Византии. В Византии оно сохранилось лучше благодаря непрерывному существованию Восточной Римской империи, где греческий язык и римские правовые традиции продолжали использоваться. В Западной Европе, после падения Западной Римской империи, многие античные знания были утрачены, но позже восстановлены благодаря монастырям и арабским переводам. Византия сохраняла более тесную связь с античной культурой, потому что её столица, Константинополь, была прямым наследником Римской империи.
5. Какие противоречия существовали между константинопольским патриархом и папой римским? Какие из них оказались неразрешимыми?
Между константинопольским патриархом и папой римским существовали различные противоречия. Папа римский претендовал на верховную власть в христианской церкви, тогда как патриарх Константинополя настаивал на равенстве всех патриархов. Филиокве — учение о происхождении Святого Духа также вызвало спор: в западной церкви утверждалось, что Дух исходит от Отца и Сына, а восточная церковь настаивала на том, что только от Отца. Эти разногласия, наряду с политическими и культурными факторами, оказались неразрешимыми и привели к расколу.
6. Какие народы приняли крещение от папы римского, а какие — от константинопольского патриарха? Какие две цивилизации они образовали?
Народы, принявшие крещение от папы римского, сформировали католическую цивилизацию Западной Европы. К ним относились франки, англосаксы, немцы, ирландцы и другие западные народы. Народы, крестившиеся от константинопольского патриарха, образовали православную цивилизацию Восточной Европы. Среди них были византийцы, болгары, сербы и русичи. Эти две цивилизации в дальнейшем развивались в разных культурных и политических направлениях.
7*. Рассмотрите иллюстрации на с. 44 и 45. Объясните, чем различаются эти диспуты.
1. Соотнесите исторических деятелей, которые жили и действовали в одно и то же время: А) Святослав; Б) Олег Вещий; В) Харальд III Суровый; Г) Альфред Великий; Д) Ярослав Мудрый; Е) Иоанн I Цимисхий.
Святослав (945–972) и Иоанн I Цимисхий (969–976) — их действия пересекались, Святослав воевал с Византией, когда Цимисхий был императором. Харальд III Суровый (1046–1066) и Ярослав Мудрый (1019–1054) — оба правили примерно в одно время, Харальд даже служил наёмником в Византии и был в Киеве при дворе Ярослава. Альфред Великий (871–899) и Олег Вещий (879–912) — их жизни частично пересекались в конце IX века.
2. Как возникла христианская церковь? Одинаковыми ли были отношения глав церкви и государей в Византии и в Западной Европе?
Христианская церковь возникла на основе учения Иисуса Христа и его апостолов, оформившись в I–IV веках. В Византии отношения между государем и церковью были основаны на системе цезаропапизма: император был не только политическим лидером, но и фактически главой церкви. В Западной Европе папа римский стремился к автономии от светской власти, что привело к сложным отношениям с монархами, особенно в период борьбы за инвеституру.
3. Византийцы называли себя ромеями, то есть римлянами. Было ли оправдано их самоназвание? Аргументируйте свой ответ.
Самоназвание византийцев как ромеев было оправдано, поскольку они являлись прямыми наследниками Римской империи. Хотя их культура и язык были греческими, юридическая и политическая система базировалась на римских традициях. Византия сохраняла многие черты Римской империи, включая римское право и административные структуры.
4. Определите, какие из перечисленных достижений античной культуры были востребованы европейцами и византийцами: А) Олимпийские игры; Б) юлианский календарь; В) выборы высших должностных лиц; Г) армия профессионалов-наёмников; Д) римское право; Е) почитание духов и богов; Ж) «семь свободных искусств»; 3) греческая мифология.
Юлианский календарь (Б) использовался как в Европе, так и в Византии. Римское право (Д) было основой для византийского законодательства и впоследствии оказало влияние на европейскую правовую систему. «Семь свободных искусств» (Ж) стали основой образовательных систем как в Европе, так и в Византии. Армия профессионалов-наёмников (Г) использовалась в Византии, например, в лице варяжской гвардии.
5*. Почему правители германцев, славян и норманнов приняли христианство?
Правители германцев, славян и норманнов приняли христианство, так как это способствовало укреплению их власти и налаживанию отношений с могущественными христианскими соседями. Принятие христианства предоставляло международное признание и возможность включиться в культурное и политическое пространство Европы.
6*. Какой из документов — «Салическая правда» или Кодекс Юстиниана — считается памятником римского права и почему?
Кодекс Юстиниана считается памятником римского права, поскольку он представлял собой систематизацию и адаптацию римских законов, проведённую по указу византийского императора Юстиниана. Этот кодекс оказал огромное влияние на правовые системы многих стран Европы. «Салическая правда» — это правовой кодекс франков, но он не имеет такого широкого применения и связи с римским правом, как Кодекс Юстиниана.
Что способствовало единству стран и народов бывшей Римской империи в раннее Средневековье?
Единство стран и народов бывшей Римской империи в раннее Средневековье поддерживалось через христианскую церковь, которая сохраняла культурные связи и наследие римского мира.