Что объединяло культуру и быт Западной Европы и Византии и почему это единство не удалось сохранить? 1. Почему «Символ веры» был объявлен догматом? 2. Что такое кириллица? Кем и для чего она была создана? 1. Как был устроен монастырь? 2. Почему средневековые книги стоили очень дорого? Опишите мебель и технические приспособления, которые использовал переписчик книг. 1. Какие элементы античной архитектуры были использованы архитекторами раннего Средневековья? 2. Определите, какой из изображённых храмов крестово-купольный. 1. Почему в Средние века быть образованным значило знать латынь? 2. Назовите виды средневековой храмовой живописи. Какое из «семи свободных искусств» изобразил средневековый художник? Обоснуйте свой ответ. Опишите, как проходили учебные занятия в Византии. 1. Перечислите «семь свободных искусств». На произведениях каких античных авторов они базировались? 2. Назовите имена людей раннего Средневековья, получивших известность благодаря своей учёности. Используя схему, расскажите о различиях между католической и православной церковью. 1. Где находились два центра христианства в раннее Средневековье? 2. Какое событие произошло в 1054 г.? Что оно обозначало? 1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, где изображены православные, а где католики. Аргументируйте свой ответ. Когда мог состояться такой диспут? 2. Определите, сколько лет прошло от Никейского собора до раскола христианской церкви. В период Нормандского завоевания Англии христианская церковь была единой или уже разделилась? 3. Расскажите о том, какие общественные и культурные функции выполняла церковь в раннее Средневековье, используя понятия «монастырь», «миссионер», «семь свободных искусств», «пергамент» и др. 4. Как античное наследие повлияло на средневековую культуру? Где, в Западной Европе или в Византии, лучше сохранилось античное наследие и почему? 5. Какие противоречия существовали между константинопольским патриархом и папой римским? Какие из них оказались неразрешимыми? 6. Какие народы приняли крещение от папы римского, а какие — от константинопольского патриарха? Какие две цивилизации они образовали? 7*. Рассмотрите иллюстрации на с. 44 и 45. Объясните, чем различаются эти диспуты. 1. Соотнесите исторических деятелей, которые жили и действовали в одно и то же время: А) Святослав; Б) Олег Вещий; В) Харальд III Суровый; Г) Альфред Великий; Д) Ярослав Мудрый; Е) Иоанн I Цимисхий. 2. Как возникла христианская церковь? Одинаковыми ли были отношения глав церкви и государей в Византии и в Западной Европе? 3. Византийцы называли себя ромеями, то есть римлянами. Было ли оправдано их самоназвание? Аргументируйте свой ответ. 4. Определите, какие из перечисленных достижений античной культуры были востребованы европейцами и византийцами: А) Олимпийские игры; Б) юлианский календарь; В) выборы высших должностных лиц; Г) армия профессионалов-наёмников; Д) римское право; Е) почитание духов и богов; Ж) «семь свободных искусств»; 3) греческая мифология. 5*. Почему правители германцев, славян и норманнов приняли христианство? 6*. Какой из документов — «Салическая правда» или Кодекс Юстиниана — считается памятником римского права и почему? Что способствовало единству стран и народов бывшей Римской империи в раннее Средневековье?