Примерно 135 миллионов лет назад мир голосеменных, гигантских плаунов, хвощей, папоротников начал уступать место растениям с яркими ароматными цветами, пышными соцветиями, сочными плодами, разнообразными семенами. Постепенно они расселились на нашей планете и заняли господствующее положение, создав облик нашей планеты. Почему это произошло?
Вспомните! Каковы особенности наземновоздушной среды обитания?
К особенностям можно отнести:
Наличие воздуха, в котором присутствует большое количество кислорода.
Смена времен года.
Изменение температуры с удаленностью от поверхности земли.
Отсутствие воды в атмосфере.
Вспомните! Что называется тканью?
Ткань - система клеток и неклеточных образований, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих в организме сходные функции.
Вспомните! Что называется органом?
Орган — это часть тела организма, которая имеет определенное строение и выполняет одну или несколько функций.
Проверь свои знания
1. Вспомните из 5 класса и перечислите основные признаки царства Растения.
1. Тип питания растений — автотрофный.
2. Способность к фотосинтезу, наличие в клетках хлорофилла.
3. Образ жизни — прикреплённый.
4. Регуляция процессов жизнедеятельности происходит благодаря фитогормонам.
5. Отсутствие ограничения в росте на протяжении всей жизни растения.
6. Отсутствие экскреторных органов.
2. Чем покрытосеменные растения отличаются от других высших растений?
От всех остальных отделов высших растений, за исключением голосеменных, цветковые отличаются образованием семени. Представители обоих этих отделов являются растениями семенными, в то время как все остальные отделы являются бессемянными (расселение у них происходит посредством спор, а не семян). От голосеменных же цветковые отличаются прежде всего тем, что семязачатки (семяпочки) у них заключены в более или менее замкнутую полость завязи (образованной одним или несколькими сросшимися плодолистиками).
3. Каково строение тела цветкового растения?
Если раскопать землю вокруг растения, то можно увидеть его корень. Это подземная часть растения. Корень укрепляет растение в почве, прочно удерживает его, поглощает из почвы воду и минеральные соли.
Корни бывают разные: утолщенные и очень тонкие, одни глубоко уходят в почву, другие располагаются в верхнем слое.
Из корня вода с растворенными минеральными солями поступает в стебель. Он поднимается над землей и выносит листья растения к свету. По нему вода с минеральными солями поступает в листья и цветки.
Размеры и форма стебля также разнообразны. Вспомните, какие стебли у деревьев, кустарников, трав.
Лист – особый орган цветкового растения. В его клетках, как вы уже знаете, содержится хлорофилл. Благодаря уникальной способности лист из неорганических веществ образовывает органические, обеспечивая растение питанием, выделяя при этом в атмосферу кислород, которым дышат и растения, и другие живые существа планеты.
Кроме листьев на стебле находится цветок. Как и другие органы растения, по строению и форме они разнообразны. Однако почти всегда в них можно различить одни и те же части
На месте цветка созревает плод, внутри которого находится одно или несколько семян. Цветковые растения размножаются семенами. Цветок – это орган семенного размножения.
В природе цветковые растения размножаются не только семенами, но и листьями, корнями, побегами. Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и (или) почками. Размножение цветковых растений такими органами, как корень, лист, побег, называется вегетативным.
В растениеводстве человек широко использует как семенной, так и вегетативный способ для размножения культурных растений.
4. Какие органы являются вегетативными, а какие — генеративными?
Начнём с того, что вегетативные органы обменивают вещества из внешней среды и выполняют функции питания, а генеративные отвечают за половое размножение.
Генеративным относятся цветок, плод, семя, а также шишки (у голосемянных) и спорангии (у споровых).
Вегетативным все остальное. Это корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек.
Выполни задания
1. Объясните, почему такие растения, как слива, вишня, относятся к покрытосеменным растениям.
Слива, вишня, относятся к покрытосеменным растениям так как семена у этих растений защищены околоплодником.
2. Найдите лишнее понятие среди предложенных: лиственница, липа, яблоня, тополь, ясень.
Лиственница так как это голосеменное растение, а остальные покрытосеменные.
3. Дайте определение понятиям: вегетативный орган, генеративный орган.
Вегетативные органы - это органы обеспечивающие основные процессы жизнедеятельности.
Генеративные органы - органы полового размножения растений.
Обсуди с товарищами
Какие, на ваш взгляд, особенности строения покрытосеменных растений способствовали их широкому расселению на планете?
1. Хорошо развитые проводящие элементы
2. Разнообразные жизненные формы: деревья, кустарники, травы.
3. Наличие цветка и двойного оплодотворения
4. Созревание семян в плодах.
Выскажи мнение
Голубенький, чистый
А подле сквозистый
Подснежник-цветок. Последний снежок.
(А. Майков)
Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Маленький цветок, растущий прямо из -под снега, становится символом новых чувств, символом стремления к жизни. эта музыка выражает настроение весенней радости, чувство обновления, счастья, стремления к свету, к солнцу.
Выполни задания в рабочей тетради
1. Составьте план параграфа «Общее знакомство с растительным организмом».
2. Вставьте в слова пропущенные буквы: в...г...тативные, г...н...ративные. Придумайте два предложения с данными словами.
Вегетативные, генеративные.
1) Гуляя по саду, мальчик наткнулся на усики земляники, вспоминая сентябрьские уроки по вегетативному размножению
2) У яблони есть цветок, в котором будет развиваться плод - это генеративный орган