1. Что такое ткань?
Ткань – это совокупность клеток, имеющих общее происхождение, схожее строение и выполняющих одинаковые функции.
2. Какие виды растительных тканей вы знаете?
Среди растительных тканей выделяют образовательные (меристемы), покровные (эпидермис, пробка), проводящие (ксилема, флоэма), основную (паренхима) и механическую (колленхима, склеренхима).
1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?
Молодой корень можно разделить на несколько зон: корневой чехлик, зону деления, зону растяжения, зону всасывания и зону проведения.
2. Каково значение корневого чехлика?
Корневой чехлик защищает нежные клетки кончика корня от механических повреждений при его росте в почве.
3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?
Зона деления расположена сразу за корневым чехликом. Здесь находятся клетки образовательной ткани, которые активно делятся, обеспечивая рост корня.
4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?
Зона растяжения находится за зоной деления. В этой зоне клетки увеличиваются в размерах, что способствует удлинению корня.
5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?
Корневой волосок – это вырост клетки эпидермиса в зоне всасывания. Он имеет тонкую оболочку и увеличивает площадь соприкосновения корня с почвой для лучшего поглощения воды и минеральных веществ.
6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?
Зона всасывания получила своё название потому, что именно здесь происходит активное поглощение воды и минеральных веществ из почвы через корневые волоски.
7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?
Зона проведения корня расположена выше зоны всасывания и соединяет корень с надземной частью растения. Она называется так, потому что её основная функция – транспорт воды, минеральных веществ и органических соединений между корнем и другими частями растения.
8. Что такое ткань?
Ткань – это совокупность клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих одинаковые функции.
9. Какие ткани различают в корнях растений?
В корнях растений различают покровные ткани (эпидермис, пробка), проводящие ткани (ксилема и флоэма), основные ткани (паренхима) и механические ткани (склеренхима, колленхима). Также присутствует образовательная ткань (меристема), которая обеспечивает рост корня.
10. Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?
Человек может влиять на формирование корневой системы, например, регулируя глубину посадки растений, рыхляя почву для улучшения доступа кислорода, проводя обрезку корней у рассады для стимуляции роста боковых корней, а также контролируя полив и удобрение, что способствует развитию сильной корневой системы.
Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?
Пикировка способствует развитию более мощной корневой системы растений. При отщипывании кончика главного корня прекращается его дальнейший рост, что стимулирует активное развитие боковых и придаточных корней. В результате корневая система становится более разветвлённой, что улучшает питание растения и его устойчивость к пересадке.
Используя рекомендации памятки на с. 11 —12, проведите анализ строения корня.
Анализ строения корня можно провести, внимательно рассмотрев его под увеличением и определив основные зоны.
Осторожно выньте проросток из почвы, стараясь не повредить корневую систему. Определите, какая часть корня покрыта приставшей почвой. Обычно это зона корневых волосков, так как они выделяют слизь и активно впитывают воду и минеральные вещества. Рассмотрите корень под лупой и найдите основные зоны: Зона деления — находится на самом кончике корня, здесь расположены клетки, которые постоянно делятся. Кончик защищён корневым чехликом. Зона роста (растяжения) — расположена сразу за зоной деления, здесь клетки вытягиваются и увеличиваются в размерах. Зона всасывания — покрыта корневыми волосками, с помощью которых растение активно поглощает воду и минеральные вещества. Зона проведения — здесь находятся проводящие ткани, по которым вода и питательные вещества перемещаются к стеблю и листьям.
1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.
Если осторожно вынуть проросток пшеницы из почвы, можно заметить, что почва пристаёт преимущественно к зоне корневых волосков. Это объясняется тем, что в этой зоне происходит активное поглощение воды и минеральных веществ, а сами корневые волоски выделяют слизь, которая способствует удержанию почвы.
2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.
При проведении опыта с пикировкой можно наблюдать различия в развитии корневой системы контрольных и опытных растений. Контрольные растения, у которых корень не повреждён, будут иметь более длинный главный корень, но меньшую разветвлённость боковых корней. Опытные растения, у которых был отщипнут кончик корня, разовьют более густую систему боковых корней, что в дальнейшем положительно скажется на их росте и питании.