9. Правила поведения в школе
Страница 102-114
Проанализируйте суждения на с. 102—103. Определите, какие из них истинные, а какие — ложные. Составьте памятку «Правила поведения в школе». Результаты работы оценивают эксперты.
Какие «вредные советы» даёт Г. Остер? Надо ли им следовать? К чему могут привести такие взаимоотношения людей?
1. Объясните значение пословиц и поговорок. Господин гневу своему — господин всему. Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. Огонь жжёт, а гнев убивает. Не бойся собаки, которая брешет, бойся той, которая кусает.
Пословицы и поговорки – это короткие высказывания, которые содержат народную мудрость и опыт. Они помогают выразить какую-либо мысль, совет, или принцип. "Господин гневу своему — господин всему" означает, что человек, умеющий контролировать свой гнев, может успешно справляться с различными ситуациями. "Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает" говорит о том, что способность управлять своим гневом делает человека сильным и устойчивым. "Огонь жжёт, а гнев убивает" подчеркивает вредное воздействие гнева на нашу психику и отношения. "Не бойся собаки, которая брешет, бойся той, которая кусает" говорит о том, что слова могут быть обманчивыми, а действия опасными.
2. Обсудите ситуации, найдите правильные решения. Дети дразнили Серёжу, кричали:
«Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой…» Серёжа решил… Пятиклассники о чём-то разговаривали. Они так кричали, что не слышали друг друга. Мимо проходила учительница. Она сказала… Если вы поссорились с другом, что вы будете делать? Выберите из списка действия, которые вы со вершите: пожаловаться, переубедить, не общаться, молча отойти, ударить, оттолкнуть, извиниться, огрызнуться, объяснить.
Сережа решил объяснить им правила поведения на улице.
Учительница сказала чтобы дети извинились.
3. Проанализируйте высказывания и определите, какие из них могут привести к ссоре. Выберите предложения, которые помогут избежать конфликта.* * * Ну ты разжирел, настоящий жиряга стал. Ты поправился за последнее время, хорошо выглядишь.* * * Сегодня ты не в ударе, рисунок тебе не удался. Ну и мазня!* * * Мне кажется, что ты не прав. Что ты врёшь! Слушать тебя противно!* * * Сколько можно жрать! Что-то ты сегодня разъелся! Погулял много — аппетит нагулял!* * * Во дебил! Что-то ты сегодня плохо соображаешь!
Предложения, которые могут привести к ссоре:
"Ну ты разжирел, настоящий жиряга стал." "Ну и мазня!" "Что ты врёшь! Слушать тебя противно!" "Сколько можно жрать! Что-то ты сегодня разъелся!" "Во дебил! Что-то ты сегодня плохо соображаешь!" Предложения, которые помогут избежать конфликта:
"Ты поправился за последнее время, хорошо выглядишь." "Мне кажется, что ты не прав." "Хорошее слово — половина дела."
4. Подумайте, какие пословицы вы можете взять в качестве правил поведения. После драки кулаками не машут. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Хорошее слово — половина дела. Ласковое слово и кость ломит.
Правила поведения, которые можно взять из пословиц: "После драки кулаками не машут" – не начинайте конфликт или ссору. "Слово не воробей, вылетит — не поймаешь" – будьте осторожны в своих словах. "Хорошее слово — половина дела" – вежливость и доброта помогают находить общий язык. "Ласковое слово и кость ломит" – добрые слова могут решить многие проблемы.
5. Рассмотрите иллюстрации на с. 107. Выскажите мнение: о каких чувствах говорит выражение лица (см. «Подсказку»)? Обсудите разные мнения.
Радость, задумчивость, злость, обида.
6. Изобразите разные выражения лица. Одноклассники пусть попытаются объяснить, о чём говорит мимика.
Рассмотрите фотографии. Оцените состояние детей. О чём говорит их мимика? Дайте советы, как изменить эти ситуации.
Что такое ориентирование?
Ориентирование - это процесс определения своего местоположения и направления относительно определенных точек или объектов в окружающем пространстве. Это может быть важным навыком, позволяющим ориентироваться и находить путь в неизвестных местах.
Хорошо ли вы знаете расположение школьных помещений? Умеете ли вы ориентироваться в школе? По каким признакам вы определяете назначение помещения?
Нарисуйте несколько знаков, которые помогают определить назначение помещения (см. «Подсказку»).
Рассмотрим иллюстрации. Представим, что в школе возник пожар. Каким образом происходит эвакуация людей? Сверим свои ответы с текстом на с. 111, 113.
Рассмотрите изображённые на рисунке знаки. Попробуйте объяснить, что они обозначают.