1. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
Страница 6-8
Рассмотрите иллюстрации. Какие опасности подстерегают нас в природной среде? Можете ли вы предположить, как эти источники опасности влияют на физическое и психическое здоровье людей?
В природной среде существует несколько источников опасности, которые могут негативно влиять на физическое и психическое здоровье людей:
Загрязнение воды и воздуха может привести к различным респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям, а также повлиять на психическое состояние из-за стресса и беспокойства о качестве окружающей среды.
Природные бедствия, такие как землетрясения, наводнения и ураганы, могут привести к физическим травмам и потере домов, что влияет на психическое состояние людей.
Подъем уровня морей из-за изменения климата может вызвать затопление прибрежных районов и миграцию населения, что может повлечь за собой стресс и напряжение.
Биологические опасности, такие как вирусы и бактерии, могут вызывать заболевания и тревожить психическое состояние из-за угрозы здоровью.
1. Организм человека и его безопасность
Страница 10-29
Чем человек отличается от животных? Анализирует ли животное состояние своего здоровья?
Человек отличается от животных разумом, способностью к абстрактному мышлению и обладанием языком для коммуникации. Человек способен анализировать состояние своего здоровья и обращаться к медицинским специалистам для диагностики и лечения. Животные, в большинстве своем, не обладают развитой способностью к анализу своего здоровья и обычно реагируют на физическую боль и дискомфорт.
1. Выберите один вариант ответа на каждый вопрос. Объясните свой выбор.
1) Часто ли вы болеете?
а) У меня всё время что-нибудь болит.
б) Раз в три-четыре месяца.
+в) Один-два раза в год.
2) Как вы оцениваете своё здоровье? +а) Отличное. б) Среднее. в) Плохое.
2. Как вы думаете, если вам будет больше известно о вашем организме, вы сможете улучшить своё здоровье?
Какие системы органов можно выделить у человека?
У человека выделяют следующие системы органов:
Нервная система. Пищеварительная система. Кровообращение и сердечно-сосудистая система. Дыхательная система. Мочеполовая система. Скелетно-мышечная система. Эндокринная система (гормональная).
Опишите любой из представленных ниже рисунков. Какие функции выполняет эта система органов человека?
Каково строение нервной системы человека?
Нервная система состоит из центральной (головного и спинного мозга) и периферической (нервов, соединяющих центральную нервную систему с остальными органами) частей. Она управляет работой всех органов и систем организма, передавая им сигналы и реагируя на внешние и внутренние изменения.
Как обеспечить нормальную работу нервной системы? Сверим свои суждения с текстом на с. 12—13.
Здоровое питание, включая богатые витаминами и минералами продукты. Регулярная физическая активность. Правильный сон и отдых. Управление стрессом и тревожностью, например, через медитацию или релаксацию. Избегание вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя. Регулярные медицинские обследования и консультации с врачами для выявления и лечения возможных нарушений нервной системы.
Рассмотрите иллюстрации. Выскажите предположение: что опасно для нервной системы? Сверьте свои суждения с текстом.
Что такое сердце? Какова его роль в жизнедеятельности организма?
Сердце - это орган внутри нашего тела, который помогает крови циркулировать и переносит кислород и питательные вещества по всему организму. Его роль в жизнедеятельности огромна, потому что без него мы не могли бы жить.
Что такое правильное (рациональное) питание? Сверим свои суждения с текстом.
Правильное питание - это когда мы едим разнообразную и сбалансированную пищу, включая фрукты, овощи, белки, углеводы и жиры в нужных количествах. Текст подтверждает, что правильное питание важно для здоровья.
Рассмотрите схему на с. 19. Какие бывают углеводы?
Почему следует реже питаться в ресторанах быстрого питания? Вредна или полезна жевательная резинка? Сверим свои суждения с текстом на с. 21—22.
В ресторанах быстрого питания часто подают пищу, которая богата жирами, сахаром и солью. Мои суждения совпадают с текстом, который предупреждает, что частое потребление такой пищи может быть вредным для здоровья.
Проанализируйте режим своего питания. Заметили ли вы в нём какие-нибудь нарушения? Как вы думаете их устранить? Поделитесь своими размышлениями с одноклассниками.
Иногда я ем поздно ночью и перекусываю вредную еду. Чтобы улучшить свой режим питания, я думаю, что стоит есть регулярно, включать больше фруктов и овощей, а также избегать переедания.
Подумаем, почему нельзя покупать продукты на улице у случайных людей.
Покупка продуктов на улице у случайных людей может быть опасной, потому что мы не всегда знаем, как продукты были приготовлены и хранились. Мои суждения совпадают с тем, что важно покупать продукты в надежных и проверенных местах.
Сколько органов чувств у человека? Какую роль они играют в восприятии человеком окружающего мира?
У человека есть пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Они играют важную роль в восприятии окружающего мира. Например, глаза помогают нам видеть, уши - слышать, нос - чувствовать запахи, язык - ощущать вкусы, а кожа - осязание.
Прочитайте текст на с. 27 и выскажите своё мнение о причине описываемого явления.
2. Психическое здоровье человека
Страница 30-35
Определите, есть ли у вас признаки стресса. Ответьте на вопросы.
1) Часто ли вам хочется плакать?
Нет
2) Имеете ли вы привычку грызть ногти;
накручивать на палец волосы;
щёлкать пальцами?
3) Часто ли вы раздражаетесь и злитесь?
4) Успокаивает ли вас еда? Тянет ли вас поесть, когда вы взволнованы?
5) Просыпаетесь ли вы ночью без видимой причины?
Редко
6) Часто ли у вас бывает плохое настроение?
1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».
Это высказывание означает, что более эффективным способом решения проблемы или борьбы с чем-то негативным является устранение источника этой проблемы. Вместо того чтобы только бороться с последствиями или симптомами, мы должны искать и устранять корень проблемы, чтобы предотвратить ее возникновение в будущем. Это подчеркивает важность проактивного подхода к решению проблем.
2. Оцените эмоциональное состояние детей на фотографиях. Какие эмоции свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса; в состоянии стресса?
Объясните слова Сенеки: «Сильнее всех — владеющий собой».
Эти слова означают, что человек, способный контролировать свои эмоции, желания и поступки, обладает наибольшей силой и мудростью. Владение собой означает способность сдерживать свои негативные импульсы, принимать рациональные решения и действовать осознанно. Это призыв к самоконтролю и самодисциплине как ключевым качествам для достижения успеха и гармонии в жизни.