Вспомним Чем отличается дошкольник от школьника? Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода? В чём проявляется забота взрослых? Обсудим вместе Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника. • Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему. • Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать. Вопросы к параграфу 1. Используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких, знакомых, приведи пример, когда мечты и целеустремлённость человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов. 2. Рассмотри репродукцию картины на с. 19. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве? Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину Проверим себя 1. Кого называют отроком? 2. Почему принято считать подростковый возраст переходным? 3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством? 4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами? В классе и дома 1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»: Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной, — Не я один. Нас много. Я — живой. Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека? 2. Древнегреческий учёный Пифагор выделял такие периоды жизни человека: период становления: до 20 лет (весна); молодой человек: 20—40 лет (лето); человек в расцвете сил: 40—60 лет (осень); старый и угасающий человек: 60—80 лет (зима). Выскажи своё мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года. 3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам? 4. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми. 5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари»: В коридоре, в классе ли — Всюду стены красили, Тёрли краску, тёрли мел, Каждый делал, что умел. Труд делили поровну Мальчики и девочки. Шкаф тащили в сторону Девочки, девочки. Шкаф тяжёлый с книгами, С книгами Три девчонки двигали, Двигали. А два парня−крепыша Стул тащили не спеша. Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики: Девочки — на лавочке, Парни — на диванчике. Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения. 6. Прочитай текст рубрики «Учимся общаться». Свойственны ли тебе описанные особенности? Составьте в парах памятку советы «Как всегда чувствовать себя хорошо». Учимся общаться Рассмотри рисунки на с.24. Как ты думаешь, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение? Как ведёт себя человек в другом случае? Какое чувство остаётся у собеседника? Практикум 1. Подросток сидит развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встаёт рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит. Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Можно ли его назвать бесчеловечным? бескультурным? 2. Представь, что тебя угощают кушаньем, которое ты не любишь. Найди ответ, который не обидит повара. — Я это терпеть не могу. — Спасибо, но я это не ем. — Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз. 3. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Найди ответ, который не обидит дарящего. — Ой, у меня это уже есть. — Вот хорошо, теперь я это могу подарить кому−нибудь. — Спасибо, мне очень нравится. 4. Ты не согласен с товарищем. Что ты ему скажешь? — Ты всегда говоришь чушь. — с тобой не согласен и не хочу с тобой разговаривать. — Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом.