menu
person


ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 23-47


Страница 23

Возвращаясь к теме 

1. В начальной школе вы уже встречались с различными жанрами фольклора: пестушками, потешками, скороговорками, прибаутками, закличками, загадками, пословицами, поговорками. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Как вы думаете, почему?

Малые формы фольклора, такие как пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы и поговорки, называются так из-за их относительно небольшого размера и краткости. Эти жанры фольклора часто состоят из коротких текстов или стихов, которые передают определенные народные мудрости, забавные или образные образцы, и которые легко запоминаются и передаются устно из поколения в поколение. Краткие формы фольклора удобны для обучения детей и могут использоваться для развития речи, памяти и литературного вкуса в младшем возрасте.

2. Приведите примеры из малых фольклорных жанров. Какие жанры вы вспомнили?

Загадки:
"Зимой белая, летом зеленая, а осенью красная. Что это?"
"Ходит по лесу, орешки собирает. Кто это?"

 

Пословицы и поговорки:
"Голод не тётка, сам к двери идёт."
"Не велика ума доброта, но и сила без разума не спасает."

 

Заклички:
"Колдунья, колдунья, на мою беду, уйди из моего дома, не воруй у меня угощения!"
"Красотка, красотка, уйди отсюда, мой дом не твой дом, не тронь моего мужа!"

 

Загадочные истины (например, пословицы):
"Семь раз отмерь, один раз отрежь."
"Конь о четырёх ногах знает, а человек — о двух."

Эти жанры фольклора представляют собой короткие, легкие для запоминания и передачи тексты, которые часто используются в развлекательных и образовательных целях, а также для передачи мудрых народных наставлений.

Загадки

Страница 26

Вопросы и задания 

1. Что представляют собой загадки? Что в них выражается?

Загадки - это особый вид фольклора, представляющий собой короткие тексты или вопросы, часто с загадочным или обманчивым содержанием. В загадках выражается головоломность и скрытость информации. Основная идея загадки заключается в том, чтобы задать вопрос или предложить текст, который заставляет людей думать и разгадывать его, обычно с помощью подсказок, символов или аллегорий.

Загадки часто используются в различных культурах как форма развлечения, обучения и проверки интеллекта. Они могут касаться разнообразных тем, включая природу, предметы быта, животных, предметы искусства, человеческие характеристики и даже абстрактные концепции. Разгадывание загадок требует логического мышления, анализа и интуиции.

Загадки часто сопровождаются ответами, которые раскрывают скрытый смысл или решение головоломки. Этот вид фольклора оказывает влияние на развитие умственных навыков, стимулирует мышление и обогащает культурное наследие общества.

2. Что помогает разгадать загадку? Назовите знакомые вам образные средства языка, используемые в загадках.

Разгадывание загадок может помочь знание различных образных средств языка, так как они часто используются в загадках для создания хитрых обманов и аллегорий. Вот некоторые из образных средств, которые часто встречаются в загадках:

Метафора: Загадки могут использовать метафоры, чтобы скрыть истинный смысл в вопросе. Например, загадка о "снежной королеве" может относиться к зиме.

Сравнение: Загадки часто используют сравнительные образы, чтобы обмануть читателя или слушателя. Например, "Что летает без крыльев и поет без голоса?" (ответ: время).

Ирония: В некоторых загадках используется ирония или двусмысленность, чтобы вызвать путаницу и скрыть правильный ответ.

Аллегория: Загадки могут быть аллегорическими, представляя что-то абстрактное или конкретное в виде символа или образа. Например, загадка о "зеленом плаще" может относиться к листве на деревьях.

Парономазия: Загадки могут использовать игру слов и звуков, чтобы создать двусмысленность. Например, "Что может быть больше и меньше одновременно?" (ответ: глаз).

3. Знаете ли вы загадки с числами? Запишите их.

Что за число: утром одно, днем другое, а вечером вовсе отсутствует?
Ответ: Число "два" (утром - "два часа", днем - "второй час", а вечером - "нет часов").

Какое число можно умножить на себя, чтобы получить 1, а потом прибавить 1, чтобы получить 2?
Ответ: 1 (1 * 1 = 1, и 1 + 1 = 2).

У меня нет начала, но есть конец, и я всегда в середине. Что это?
Ответ: Число "5" (буква "п" отсутствует в слове "начало", есть в слове "конец", и она всегда в середине числа "5").

Какие две цифры можно сложить вместе и получить 11?
Ответ: 5 и 6 (5 + 6 = 11).

Вася нашел старую монету, которая была выпущена в 19 веке. На монете написано: "1789-1889". Что это за число?
Ответ: 100 (19 век = 1800-1899, и разница между 1789 и 1889 годами составляет 100 лет).

Живое слово 

Придумайте несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни. Загадайте эти загадки своим друзьям.

Я вечером светлее дня,
Сквозь меня звезды мерцают.
Кто я такой, скажи скорей,
В небе высоко я висячий?
Ответ: Ночное небо.

Пословицы

Страница 29

Вопросы и задания 

1. Вначале даны пословицы других народов, а затем — русские. К каждой зарубежной подберите близкую по смыслу русскую пословицу.

Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. С богачом о бедности не говорят. Друга узнаёшь в опасности. Если есть дым, есть и огонь. За стаей фазанов погнался  — ни одного не поймал. Молчаливость лучше многословия. Зонт готовь при ясной погоде. Много людей, много и мнений. Не суди человека по его внешности.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото. Друзья познаются в беде. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Сто голов, сто умов. Сытый голодного не разумеет. Дыма без огня не бывает. По одёжке встречают, по уму провожают.

Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь.
Русская пословица: Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

С богачом о бедности не говорят.
Русская пословица: Сытый голодного не разумеет.

Друга узнаёшь в опасности.
Русская пословица: Друзья познаются в беде.

Если есть дым, есть и огонь.
Русская пословица: Дыма без огня не бывает.

За стаей фазанов погнался — ни одного не поймал.
Русская пословица: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Молчаливость лучше многословия.
Русская пословица: Слово — серебро, молчание — золото.

Зонт готовь при ясной погоде.
Русская пословица: Готовь сани летом, а телегу — зимой.

Много людей, много и мнений.
Русская пословица: Сто голов, сто умов.

Не суди человека по его внешности.
Русская пословица: По одёжке встречают, по уму провожают.

2. Назовите пословицы по двум следующим словам: дело  — смело; болит — говорит; журавль — синица; брод  — вода; слово — воробей; труд — рыбка; время — потеха; перо — топор.

Сделал дело - гуляй смело.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Не зная броду, не суйся в воду.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Делу - время, потехе - час.
Что написано пером, того не вырубишь топором.

Страница 31

Поговорки

Вопросы и задания 

1. Как вы поняли мысль С.С. Наровчатова о различии пословицы и поговорки?

Пословица, как правило, выражает какой-то устоявшийся смысл, совет или истину, в то время как поговорка может быть менее конкретной и может содержать незаконченные фразы или образные выражения.

2. Как характеризуют человека следующие поговорки? Подберите прилагательные, заменяющие их.

В рубашке родился — беспечный.
Семи пядей во лбу — умный.

3. Что объединяет приведённые ниже пословицы разных народов мира? Вспомните русскую поговорку, близкую им по смыслу.

Иголка всем шьёт, а сама голая (таджикская).

У портного спина голая (турецкая).

У плотника дверь всегда сломана (арабская).

Башмаки сапожника без каблуков (персидская).

Горшечник пьёт воду из треснувшего стакана (персидская).

Приведенные пословицы разных народов мира объединяет схожий смысл: они подчеркивают, что мастер или специалист в определенной области может оказаться недостаточно заботливым или аккуратным, когда дело касается его собственной профессии или навыков. Аналогичная русская поговорка, близкая по смыслу, может быть: "Что в руки возьмет, то и палкой не вышибешь."

4. Вспомните, из каких произведений в нашу речь пришли эти выражения:

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»;

«Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на слона!»

Первое выражение: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок" — из произведения Александра Пушкина "Сказки о золотом петушке".

Второе выражение: "Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на слона!" — из басни Ивана Крылова "Слон и Моська."

Страница 36

Русские народные сказки

Вопросы и задания 

1. Какие виды сказок вам известны? В чём своеобразие каждого вида?


Существует множество видов сказок, и каждый из них имеет свои особенности. Вот некоторые из наиболее распространенных видов сказок и их своеобразие:

Народные сказки: Эти сказки были созданы народом и передавались из поколения в поколение. Они часто содержат моральные уроки и обычно имеют простой сюжет.

Волшебные сказки: В таких сказках часто встречаются волшебные элементы, такие как феи, волшебные вещи и магия. Главные персонажи могут сталкиваться с трудностями и испытаниями, которые решают с помощью магии.

Сказки о животных: Эти сказки представляют животных в роли главных персонажей и часто содержат моральные уроки. Животные обычно обладают человеческими чертами характера.

Героические сказки: В таких сказках главные герои совершают подвиги и побеждают злодеев или монстров. Сюжеты часто связаны с поиском сокровищ или спасением королевства.

Психологические сказки: Эти сказки фокусируются на внутренних переживаниях и эмоциях персонажей. Они могут помогать детям понимать и управлять своими чувствами и поведением.

Сказки-саги: Эти сказки часто имеют длинный сюжет и много персонажей. Они могут рассказывать о приключениях героев на протяжении многих лет и даже поколений.

Сказки-притчи: Эти сказки часто содержат аллегории и символические элементы, которые помогают читателям понять глубокие философские или моральные идеи.

2. Расскажите о традиционных элементах сказочной композиции.

Зачин (начало): Это вступление в сказку, которое позволяет читателю или слушателю ощутить атмосферу сказочного мира. Обычно в зачине указывается, где и когда происходит событие, и вводятся основные персонажи.

Присказка: Это часть сказки, которая содержит краткое изложение сюжета или моральное поучение. Присказка часто содержит фразу "Как говорится..." или "Как повествуют..."

Сюжет: Сюжет сказки включает в себя последовательность событий, чередующихся препятствия и испытания, которые главный герой (или герои) должен преодолеть, чтобы достичь своей цели. Обычно сюжет включает в себя волшебные элементы, превращения и разные приключения.

Концовка (завершение): Эта часть сказки завершает рассказ. Обычно в концовке разрешаются все конфликты, и сюжет завершается счастливым концом.

Мораль или поучение: Многие сказки содержат скрытые моральные уроки или поучения, которые направлены на передачу определенных ценностей или жизненных уроков читателям. Это может быть учение о доброте, честности, трудолюбии и так далее.

Волшебные элементы: Сказки часто содержат элементы волшебства, такие как волшебные предметы (волшебные палочки, магические зелья), феи, волшебные существа и места (замки в облаках, волшебные леса).

Герои: В сказках обычно присутствуют главные герои, которые переживают приключения и решают проблемы. Герои могут быть положительными или отрицательными, и их характеры могут быть яркими и выразительными.

Волшебные превращения и испытания: Герои сказок часто подвергаются волшебным превращениям или испытаниям, которые проверяют их смекалку и мудрость.

3. Какие художественные средства встречаются в сказках?

В сказках часто встречаются различные художественные средства, которые помогают создать увлекательный и живописный мир сказочных историй. Некоторые из них включают:

1. Эпитеты: Образные определения, которые добавляют качественные характеристики предметам и персонажам. Например, "золотые волосы", "снежно-белый лебедь".

2. Метафоры: Сравнения, используемые для передачи сходства между разными вещами или понятиями. Например, "глаза как звезды", "сердце из камня".

3. Символы: Предметы или персонажи, которые имеют более глубокий символический смысл в сюжете. Например, яблоко, которое символизирует запретное, или ключ, который представляет доступ к чему-то важному.

4. Ирония: Используется для создания контраста между тем, что происходит, и тем, что ожидалось. Например, персонаж, который получает "наказание", которое, на самом деле, считается наградой.

5. Аллегории: Использование персонажей или событий для символизации определенных идей или ценностей. Например, добро и зло могут быть представлены в виде конкретных персонажей.

6. Риторические вопросы: Вопросы, на которые не требуется ответа, но которые используются для эмоционального или ритмического эффекта. Например, "Кто на свете всех милее?".

7. Повторы: Повторение определенных слов или фраз для усиления эффекта или создания ритма. Например, "шли-шли", "жили-были".

8. Гиперболы: Преувеличения, используемые для выделения важности или необычности событий или объектов. Например, "быстрее молнии", "сотни и тысячи раз".

4*. На основании известных вам сказок попробуйте сформулировать, какие народные взгляды на жизнь в них отразились.

1. Вера в справедливость: Сказки обычно демонстрируют, что добро всегда побеждает зло, и что те, кто следует путем добродетели, награждаются, в то время как злодеи получают свое заслуженное наказание.

2. Важность добрых качеств: Положительные герои в сказках часто характеризуются добротой, смелостью, стойкостью и мудростью. Эти качества ценятся и поощряются.

3. Взаимовыручка и доброжелательность: Многие сказки подчеркивают важность взаимопомощи, дружбы и доброжелательности. Герои часто выручают друг друга из трудных ситуаций.

4. Трудолюбие и настойчивость: Множество сказок призывают к усердному труду и настойчивости, как ключевым факторам достижения целей.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 23-47