Ханс Кристиан Андерсен
Снежная королева
Страница 207-208. Размышляем о прочитанном
1. Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоят приключения действующих лиц?
Название сказки "Снежная королева" олицетворяет главного антагониста и центральный мотив повествования. В данном случае, это злодейка, которая играет ключевую роль в развитии сюжета. Хотя главными персонажами являются Кай и Герда, их история связана с действиями Снежной королевы. Название отражает важность этого персонажа в жизни героев и в сюжете сказки в целом. Что касается количества историй в сказке, она включает в себя семь приключений героев. Каждое из них является частью общей истории о Кае и Герде, которая развивается через серию испытаний и приключений, приводящих к их окончательному триумфу над злом. Все эти истории вместе создают насыщенный и увлекательный сюжет, привлекая внимание читателей своей динамикой и разнообразием событий.
2. Кто главные герои сказки? Чем интересна была их жизнь? Как начинается сказка? Похоже ли её начало на начало русских народных сказок?
Главные герои сказки "Снежная королева" - Кай и Герда - представлены как дети, живущие в соседних домах и обладающие тесной дружбой. Их жизнь, на первый взгляд, наполнена простыми, но радостными моментами - игры в саду с розами и прогулки по крыше, что создает образ детства и безмятежности.
Начало сказки "Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь" - выделяется из общего контекста начал русских народных сказок. Обычно русские народные сказки начинаются более традиционными фразами, например, "Жили-были", "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве", что создает особую атмосферу и внедряет читателя в мир фольклора.
3. Почему у тролля было особенно хорошее настроение? Что делали тролль и его ученики с людьми, их характерами? Что происходило с разбитым зеркалом?
Троллю в сказке "Снежная королева" удалось создать волшебное зеркало, которое увеличивало все недостатки людей и уменьшало добро. Это был источник его хорошего настроения, так как он мог причинять страдания и смущение людям, используя это зеркало.
Тролль и его ученики, подобно своему учителю, были злыми и злобными существами. Они использовали зеркало, чтобы насмехаться и издеваться над людьми, увидевшими себя в его отражении. Их характеры были созвучны с характером тролля - жестокими и безжалостными.
Однажды тролль и его ученики решили подняться с зеркалом на небо, но в процессе подъема зеркало разбилось на миллионы осколков из-за своего искажающего влияния. Это событие символизировало разрушение злобы и искажения, принесенных зеркалом, и в конечном итоге привело к развитию сюжета сказки, где Герда и Кай сталкиваются с последствиями этого разрушения.
4. Расскажите о жизни мальчика и девочки, об их садике. Как жили обе семьи? Постарайтесь близко к тексту пересказать эпизод с появлением Снежной королевы. Как осколок попал в глаз Кая?
Мальчик Кай и девочка Герда, главные герои сказки "Снежная королева", жили в соседних домах, расположенных так близко, что крыши их соприкасались. Их комнаты находились под самой крышей, и между их домами протянулся водосточный желоб, по которому можно было легко переходить друг к другу в гости.
Родители обоих детей создали между домами садик, где росли розы и горох. Этот уголок стал местом игр и развлечений для Кая и Герды.
Появление Снежной королевы произошло внезапно во время зимы, когда снежинка внезапно превратилась в прекрасную женщину. Снежная королева манила Кая, но он испугался и упал на пол.
Затем наступила весна и лето, и розы в саду расцвели красиво и пышно. В один из солнечных дней, Кай почувствовал колющий укол в сердце и что-то попало ему в глаз. В то время дети не обратили на это внимания, но это был осколок зеркала, который злобный тролль создал много лет назад. Этот осколок стал причиной последующих событий и приключений в сказке.
5. С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умевшей колдовать? Почему Герда забыла обо всём и как ей удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?
Путешествие Герды началось с момента, когда она отдала свои туфли реке, решив отправиться на поиски своего друга Кая. Несмотря на свою любовь к цветам, она решила, что любовь к другу важнее.
В своем путешествии Герда встретила женщину, обладавшую умением колдовать. Эта женщина располагала цветником, в котором росли необычные и волшебные цветы. Эти цветы не только привлекали внимание Герды, но и помогли ей вспомнить о Кае, открыв ей вновь ее чувства и воспоминания.
Однако, после встречи с вороном и вороной из замка, Герде была предоставлена дорогая теплая одежда и карета, что помогло ей быстрее добраться до нужного места. Этот акт доброты и помощи от принцессы и принца облегчил Герде долгий путь и дал ей надежду на успешное завершение своего задания.
6. Каков особый мир маленькой разбойницы? Почему разбойница пожалела Герду и даже помогла ей в дальнейшем пути?
Особый мир маленькой разбойницы в сказке "Снежная королева" отличается от обычного детского мира. Она является избалованной и своенравной девочкой, которая привыкла к беззаботной и свободной жизни. Живя в разрушенном замке, она спит на соломе, окруженная своими голубями и северным оленем.
Маленькая разбойница выросла в условиях грубости и беспокойства, что сформировало ее характер. Она не знает других отношений и форм проявления любви, кроме как через грубость и жестокость.
Однако, когда маленькая разбойница встречает Герду и слышит ее историю, это трогает ее доброе сердце. Хотя она изначально проявляет свою грубость и угрожает Герде, угрожая убить ее, ее слова "Лучше я сама убью тебя" подтверждают, что Герда сумела дотронуться до ее внутренней доброты. Возможно, это осознание того, что есть что-то более важное, чем просто жестокость и сила, побудило разбойницу пожалеть Герду и помочь ей в ее дальнейшем пути.
7. Последняя остановка у жалкой избушки; лапландка и финка; их помощь Герде. Чем эти эпизоды напоминают нам русские народные сказки? Назовите такие сказки, похожие эпизоды.
Эпизоды с лапландкой и финкой в сказке "Снежная Королева" напоминают нам о мотивах и сюжетах, присущих русским народным сказкам. В этой сцене Герда обращается за помощью к старым женщинам, которые обладают мудростью и волшебными способностями.
Этот мотив близок к сказке "Морозко", где главная героиня девушка Марья-Царевна также обращается за помощью к лесной старухе, которая направляет ее к другой старухе, лесной бабе, чтобы получить помощь в выполнении задания.
Финка, встреченная Гердой, обладает волшебными способностями, а ее возможности напоминают о сказочных персонажах, которые управляют стихиями природы. Этот момент также напоминает сцены из русских народных сказок, где встречаются персонажи, обладающие магическими силами, способными контролировать погоду и природные явления.
8. Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути?
В чертогах Снежной Королевы, помимо силы дружбы и самопожертвования Герды, им помогла молитва, слезы сострадания и пение псалма. Герда молилась и силила ветра, растапливала сердце Кая своими слезами и возвращала его к жизни пением псалма. Ее чистые слезы помогли Каю освободиться от осколков зеркала. Вера в дружбу и сила любви к ближнему были ключом к их освобождению из чертогов Снежной Королевы.
На обратном пути Герда и Кай встретили оленя и олениху, которая напоила их молоком и помогла им восстановить силы. Затем олени провели их к финке, где они отогрелись и узнали дорогу домой, а затем к лапландке, которая сшила им новую одежду и проводила до границы Лапландии. На границе они встретили маленькую разбойницу, которая явилась верхом на великолепной лошади, с ярко-красной шапочкой и пистолетом за поясом.
По возвращении домой Кай и Герда встретили бабушку, которая сидела на солнышке и громко читала Евангелие. Этот эпизод символизирует возвращение к дому и безопасности, а чтение Евангелия говорит о духовной поддержке и защите, которые они нашли дома.
9. Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен? Как вы понимаете концовку сказки?
Андерсен, создавая свою сказку "Снежная королева", хотел донести до читателей важные жизненные уроки и идеи о силе дружбы, любви и веры. В концовке сказки, когда Герда и Кай находят друг друга и возвращаются домой, они понимают, что стали совсем взрослыми, словно прошла целая вечность.
Эта концовка символизирует победу добра над злом и силу человеческих чувств. Сила дружбы и веры возвратила Кая к жизни и позволила им обоим преодолеть все испытания, которые возложила на них Снежная королева. Таким образом, Андерсен подчеркивает, что важнее всего в жизни — это не забывать о любви, дружбе и надежде. Эти чувства способны победить даже самые мрачные силы и преодолеть все трудности.
Страница 208
Литература и изобразительное искусство
Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказке «Снежная королева». Согласны ли вы с восприятием сказки и её героев художником? Напишите письменный отзыв об иллюстрациях.
Художник, иллюстрирующий сказку "Снежная королева", точно передал образы ее героев. Его иллюстрации полностью соответствуют моему представлению о персонажах этой сказки, а также напоминают героев из адаптаций этой истории, таких как анимационный фильм "Снежная королева".
Главные герои, Кай и Герда, изображены так, что их внешний облик отражает их характеры и эмоциональное состояние. Они выглядят милыми и невинными, что соответствует их роли в сказке как детей, столкнувшихся с необычными и опасными приключениями.
Снежная королева представлена суровой и властной, с аурой загадочности и холода, что отлично передает ее образ из сказки. Она выглядит величественно и недосягаемо, что добавляет ей таинственности и страха.
Мастер снов и сказок. Андерсен
Страница 209
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной сказки «Снежная королева».
Самуил Яковлевич Маршак отмечает в своей статье "Мастер снов и сказок" значимость и особенности сказок Ханса Кристиана Андерсена, подчеркивая простоту и жизненность его персонажей. Это хорошо подтверждается примерами из сказки "Снежная королева".
Простота героев — одно из ключевых качеств сказок Андерсена. Действительно, в "Снежной королеве" главные герои, Герда и Кай, — обычные дети, которые отправляются на поиски друг друга, преодолевая множество препятствий. Герда идет босиком по льдам, плывет по реке, встречает различных персонажей на своем пути.
Важным моментом является и помощь, которую получает Герда от других персонажей. Например, олень и его хозяйка, маленькая разбойница, помогают ей в дальнейшем пути. Эти персонажи, как и сама Герда, представляют собой трудолюбивых и отзывчивых людей, воплощая мир труда и доброты, который ценит и пропагандирует Андерсен.
С другой стороны, волшебница, пытающаяся оставить Герду себе, символизирует праздный мир, неприемлемый для автора сказки. Этот персонаж представляет собой образец негативного влияния, в отличие от трудолюбивых и добрых персонажей.
2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному, надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?
Поступки Герды в сказке "Снежная королева" являются образцами стойкости, твёрдой воли и нежного сердца, как отмечает Маршак.
Прежде всего, Герда проявляет стойкость и твёрдую волю, отправляясь в опасное и трудное путешествие, чтобы спасти своего друга Кая. Она готова преодолеть множество трудностей, пожертвовать своими башмачками, столкнуться с разбойниками и даже преодолеть холод северных стран.
Также Герда проявляет нежное сердце, не оставляя никого на произвол судьбы и всегда помогая тем, кто встречается ей на пути. Она не остается у старушки-колдуньи и принцессы с принцем, предпочитая продолжить своё странствие в поисках Кая.
В сказке можно выделить персонажей, относящихся к "праздному, надменному, самодовольному миру". Например, волшебница, пытающаяся удержать Герду себе, представляет этот тип образца, так как она живет в своем мире забвения и эгоизма.
3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.
Если бы мне пришлось бы выбрать только несколько, я бы обратился к классическим произведениям, которые вызывают воспоминания из моего детства и вдохновляют меня до сих пор.
Во-первых, "Снежная королева" - эта сказка всегда была одной из моих любимых. Она полна приключений, дружбы и силы духа, которые преодолевают зло. Её чистота и глубина делают её историей, которую хочется перечитывать снова и снова.
Далее, "Гадкий утёнок" - это нежное и трогательное произведение о принятии себя и других такими, какие они есть. Она научила меня ценить внутреннюю красоту и доброту, присутствующую в каждом из нас.
И, конечно же, "Маленькая русалочка" - волшебная история о любви, жертвенности и истинном счастье. Её мудрость и глубина заставляют меня возвращаться к этой сказке снова и снова.
4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.
Герда – смелая и преданная девочка, которая готова преодолеть любые трудности ради спасения своего друга. Ее сила заключается в доброте, любви и вере в добро.
Кай – добрый, но порой наивный мальчик, который сталкивается с испытаниями, показывающими ему важность мудрости и сострадания.
Старая колдунья – одинокая женщина, которая показывает, что иногда желание удержать кого-то рядом может привести к печальным последствиям.
Принц и принцесса – символ обеспеченного, но немного оторванного от реальности мира, который всё же способен оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Маленькая разбойница – персонаж, который благодаря встрече с Гердой обретает новое понимание о доброте и сострадании.
Снежная королева и тролль – воплощения зла и бездушия, которые стоят на пути героев, но в конечном итоге поддаются добру и любви.
Бабушка, Лапландка и Финка – символы мудрости и доброты, которые помогают героям на их пути и делятся своими знаниями и опытом.