Из рассказов о сказочниках
Обогащаем устную речь
Страница 33
1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?
Манера исполнения волшебных сказок отличается от сказок о животных, потому что волшебные сказки требуют создания атмосферы загадочности и торжественности, тогда как сказки о животных часто носят юмористический характер. В них герои — животные наделяются человеческими чертами, что требует более живой и разнообразной подачи, с разными интонациями и голосами для каждого персонажа. Это помогает лучше передать комичность ситуаций и характеры животных.
2. Какими приёмами сказочников (сказителей) вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?
У разных сказителей есть свои особенности исполнения. Например, Д. С. Асламов тщательно подготавливался к исполнению, уделяя внимание каждому элементу сказки. Ф. И. Зыков считал, что самым сложным элементом является диалог, так как его нужно передавать быстро и точно. А. К. Новопольцев использовал «потешные элементы» и рифмовку, что делало его сказки веселыми и живыми. А. К. Барышникова применяла зачины, концовки и повторы, создавая ритмичность и уникальность в своих рассказах, а Н. О. Винокурова добавляла жесты, мимику и песни.
3. Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности сказывания одного из сказочников (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.
В давние времена, когда домовые еще не скрывались по углам, а жили вместе с людьми, был в тридевятом царстве Иван, молодой и сильный, как дуб могучий. Был у него друг верный – девушка красная, по имени Марья. Так и жили бы они счастливо, да пришла беда на землю русскую – чудовище злое появилось, да Марью в свои лапы унесло.
Не мог Иван терпеть горя, оседлал коня верного и поехал в дальний путь за любимой. Долго ли, коротко ли ехал, вот и лес темный перед ним, а на развилке камень бел-горюч лежит, на котором было написано: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – себя потеряешь, а прямо пойдешь – смерть найдешь. "Лучше смерть найти, чем любимую оставить," — сказал Иван и поехал прямо.
Добрался он до пещеры высокой, где чудовище обитало. Вошел внутрь, а чудовище огнем пышет, да только Иван не испугался, схватил меч свой и вперед бросился. Сражение было страшное, но чудовище не просто убить. Тут появился старец мудрый и говорит Ивану: "Чтобы чудовище победить, надо его сердце найти — камень красный. Поднять его можно только вместе с Марьей, потому что любовь вашу чудо сильней."
Нашли они камень, подняли его вдвоем и бросили в глубокое озеро. Как только камень воды коснулся, чудовище исчезло, и на его месте сад прекрасный расцвел. Вернулись Иван и Марья домой, и стали жить счастливо, больше никто их не тревожил.
4. Рассмотрите несколько слов-синонимов. Есть ли среди них разговорные слова? Ругать — бранить — обзывать; талантливый — знаток — классный.
Среди синонимов «ругать», «бранить» и «обзывать» есть разговорные слова. «Обзывать» — это более разговорное слово, а «бранить» более литературное. Среди синонимов к слову «талантливый» — «знаток» и «классный». «Классный» — это разговорное и даже сленговое слово, а «знаток» — литературное.
Литература и изобразительное искусство
1. Каких художников — иллюстраторов народных сказок вы знаете и какие сказки они иллюстрировали?
Среди известных художников-иллюстраторов народных сказок можно назвать Ивана Билибина, который иллюстрировал русские народные сказки, такие как «Царевна-лягушка» и «Сказка о царе Салтане». Виктор Васнецов также был известен своими иллюстрациями к сказкам и эпическим произведениям, такими как «Алёнушка» и «Три богатыря».
2. Кто из художников украшает иллюстрации орнаментами?
Орнаментами часто украшают свои иллюстрации художники-иллюстраторы, такие как Иван Билибин. Его работы нередко обрамлены декоративными орнаментами, которые подчеркивают национальный колорит и атмосферу сказок.
3. Рассмотрите иллюстрации И. Я. Билибина, репродукцию картины В. М. Васнецова. Подготовьте пересказы эпизодов сказок, опираясь на иллюстрации художников («Пир», «Встреча Ивана-царе-«Иван-царевич и щука»).
Рассматривая иллюстрации И. Билибина и репродукции В. Васнецова, можно составить пересказы сказок. Например, на иллюстрации «Встреча Ивана-царевича с царевной-лягушкой» изображён момент, когда Иван-царевич подходит к пруду, где находится царевна, скрытая в облике лягушки. Иван стоит в раздумьях, а лягушка смотрит на него из воды, ожидая его решения. Или «Встреча со старым старичком» — это момент, когда Иван-царевич встречает таинственного старика, который даёт ему советы на пути к выполнению задания.