menu


ГДЗ по литературе 5 класс Коровина, Журавлев Антоний Погорельский




Антоний Погорельский

Чёрная курица, или Подземные жители

Страница 125

Размышляем о прочитанном

1. Прочитайте сказку полностью. Увлекли ли вас события, происходившие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Если менялось, то почему?

Сказка понравилась. В ней есть и волшебство, и житейская правда. Сначала я радовался за Алёшу. Ему открыли другой мир и дали шанс. Потом отношение изменилось. Алёша перестал трудиться и возгордился. Мне стало жаль его, когда он потерял друзей и доверие. В конце я снова сочувствовал ему, потому что он раскаялся и захотел изменить себя.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

В народной волшебной сказке редко дают подробные бытовые описания. Там важны действия и мотивы героев. Погорельский же пишет с позиции автора-рассказчика. Он показывает быт пансиона и внутренний мир Алёши. Такое детальное описание типично для литературной сказки, а не для фольклора.

3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Алёша был одинок по выходным и любил подглядывать в соседний двор. Он хотел увидеть что-то необычное, мечтал о приключении или подарке. Приезд директора разочаровал его потому, что вокруг готовили торжество, а сам директор оказался обычным человеком. Ожидание чуда сменилось скукой реальности.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Я увидел, что кухарка собралась зарезать Чернушку. У меня сжалось сердце. Я побежал, стал просить отпустить курицу. Чернушка вырвалась и забралась на крышу. Я вспомнил подарок бабушки и отдал его кухарке, чтобы она ушла. Я очень волновался, но был счастлив, что спас друга.

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное зёрнышко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

Я видел, как Алёша изменился. Раньше он учился и старался. После зернышка он стал надменным. Он стал лениться, хвастаться и дразнить других. Нам стало неприятно с ним общаться. Он больше не хотел трудиться и начал делать глупости. Позже он раскаялся и вернулся к прежнему поведению.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Он стыдился, потому что сам нарушил обещание и поведал чужую тайну. Его предательство привело к беде для подземных жителей. Алёша понимал свою вину и боялся осуждения. Поэтому молчал и хотел исправиться делом, а не словами.

7. Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алёша ближе к герою авторской сказки. Он не только добр и послушен, но и может ошибаться и меняться. В народных сказках герои обычно проще: добрый остаётся добрым, злой — злым. У Алёши есть динамика характера, поэтому он положительный, но сложный герой. Такие персонажи чаще встречаются в литературных сказках.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите к ним синонимы, составьте с ними предложения:

—суровый, дряхлый, отдалённый, неведомый, невиданный, грозный, тужить, снарядился, желанный, тягаться, трезвонить, перечить, потешить, печальный.

суровый — строгий, жёсткий. Погода была суровая и отняла у нас тепло.
дряхлый — очень старый, немощный. В деревне жил дряхлый старик с добрыми глазами.
отдалённый — находящийся далеко. Мы увидели отдалённый дом на холме.
неведомый — неизвестный. Перед ним открывался неведомый путь.
невиданный — удивительный, редкий. Он увидел невиданный цветок.
грозный — устрашающий, серьёзный. Над лесом навис грозный шторм.
тужить — горевать, печалиться. После потери он долго тужил.
снарядился — подготовился, запасся. Отец снарядился в дорогу рано утром.
желанный — долгожданный, желаемый. Письмо было желанным подарком.
тягаться — соревноваться, состязаться. Он не любил тягаться с соперниками ради славы.
трезвонить — сильно звонить, распространять слухи. Вечером колокол начал трезвонить.
перечить — возражать, спорить. Ребёнок стал перечить учителю.
потешить — развлечь, забавить. Шутка потешила детей.
печальный — грустный, скорбный. На лице был печальный взгляд.

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривали, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи?

Примеры старых слов в тексте — пансион, лежанка, дортуар, империал, пунцовые. Некоторые из них ещё понятны и применимы в узком значении. Слово пансион пригодно для описания старых учебных заведений. Лежанка и дортуар встречаются редко, но хорошо передают атмосферу прошлого. Эти слова не совсем устарели, просто сейчас используют другие термины.






ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина Антоний Погорельский