К читателям
Страница 5
ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ
1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?
Пушкинское определение "Чтение — вот лучшее учение" подразумевает, что чтение книг и литературы является одним из самых эффективных и ценных методов обучения и самообразования. Это высказывание подчеркивает важность чтения как способа учиться, познавать мир, расширять кругозор и развиваться как личность.
Через чтение человек может получить доступ к знаниям, опыту других людей, исследованиям, истории, философии и многим другим аспектам жизни. Чтение способствует развитию мышления, обогащению словарного запаса, формированию критического и аналитического мышления. Оно позволяет учиться на ошибках и достигать личного и профессионального роста.
2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?
На Руси "учительное" книжное слово стало доступно широкому кругу читателей, в том числе и благодаря таким людям, как Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Иван Федоров, как вы правильно указали ранее, создал первую типографию в России в 16 веке. Его труд позволил массово печатать книги и распространять их среди населения, что значительно увеличило доступность книжного слова.
Петр Мстиславец, известный также как Петр Мстиславец-Славянский, был ранним русским печатником и издателем. Он работал над созданием и распространением книг, включая Славянский Апостол, который стал одним из важнейших печатных произведений того времени. Его труд способствовал распространению православной литературы и образования среди населения.
3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?
Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать.
Уметь читать означает не только способность распознавать буквы и слова, но и понимать и анализировать текст, воспринимать смысл, который автор пытается донести через свои слова. Чтение - это акт взаимодействия между текстом и читателем, и "уметь читать" включает в себя именно этот понимающий и взаимодействующий аспект.
"Доверительный разговор" между автором и читателем происходит, когда читатель в полной мере вовлечен в мир произведения, сопереживает героям, размышляет над идеями, высказанными в тексте, и даже может чувствовать эмоции, которые хотел выразить автор. Это момент, когда читатель осознает, что текст на странице стал его спутником, другом, и он начинает воспринимать его не просто как набор букв, а как источник новых мыслей и переживаний.
Да, у меня тоже бывали случаи, когда чтение вызывало глубокое восхищение и создавало ощущение "доверительного разговора" с автором. Как и у многих читателей, это происходило с произведениями, которые сильно затрагивали важные темы или имели потрясающий стиль написания. Когда книга так сильно вас захватывает, что словно начинаете общаться с автором через его текст, это действительно удивительный опыт чтения.
4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.
Учебник по литературе, с которым мне предстоит работать в этом году, представляет собой результат труда нескольких человек, каждый из которых играет важную роль в создании книги. Вот мои размышления о роли каждого из участников процесса:
Авторы: Авторы учебника, Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлёв и Валентин Иванович Коровин, несут на себе ответственность за выбор материала и его структурирование. Их задачей является представление информации в доступной и интересной форме. Они должны выбирать литературные произведения и авторов, которые помогут ученикам лучше понять и полюбить литературу.
Редакторы: Редакторы, такие как Е. И. Праворотова, А. П. Присекина и Н. В. Лукина, выполняют роль исправителей и стилистов. Они вносят коррективы в орфографию, пунктуацию и структуру текста, делая его более красочным и легким для понимания. Редакторы также следят за оформлением учебника и его визуальным представлением.
Художник: Художник, Ю. В. Христич, ответственен за визуальное оформление учебника. Его иллюстрации и рисунки дополняют текст, помогая визуализировать произведения и персонажей литературы. Они делают учебник более привлекательным и понятным для учеников.
Вопросы и задания: Вопросы и задания, включенные в учебник, помогают ученикам углубить свое понимание материала и развивать аналитические навыки. Они создают возможность для более глубокого взаимодействия с текстами и творческого мышления.
Словарь и справочные материалы: Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы, включенные в конец учебника, служат важным инструментом для расширения словарного запаса и понимания специальных терминов в литературе.
Учебник представляет собой слаженную работу коллектива профессионалов, цель которой - сделать процесс изучения литературы интересным и доступным для учеников. Его содержание богато и разнообразно, а оформление делает его привлекательным и удобным в использовании. Работая с этим учебником, я надеюсь, что смогу вдохновить своих учеников на изучение литературы и развитие литературного вкуса.
6. Покажите родителям, бабушкам, дедушкам свой учебник по литературе. Попросите их вспомнить и рассказать вам про учебники, по которым они учились в школе. Что, по их мнению, было лучше в старых учебниках, что им показалось интересным в нынешней учебной книге?
Мама: Мама вспомнила, что в её школьных учебниках было много классической литературы и стихотворений, которые она обязательно должна была выучить наизусть. Она утверждает, что это помогло ей развить любовь к русской литературе и научило анализу текстов. Однако она также отметила, что в старых учебниках не хватало интересных иллюстраций и визуализации, и учебники были менее яркими и привлекательными с точки зрения оформления.
Папа: Папа вспомнил, что его учебники были менее насыщены текстами и имели более краткое изложение материала. В старых учебниках было меньше информации о биографиях писателей и истории литературы, и это делало их менее глубокими с точки зрения контекста. Папа также утверждает, что современные учебники более интересными с точки зрения разнообразия литературных произведений и богатства информации.
Бабушка: Бабушка вспомнила, что в её школьных учебниках было много произведений классиков, и их анализ был важной частью обучения. Она считает, что старые учебники были более фокусированы на изучении русской классической литературы и формировании литературного вкуса. Однако она также признаёт, что современные учебники более разнообразны и содержат более широкий спектр литературных произведений, включая зарубежную литературу.
Дедушка: Дедушка вспомнил, что его учебники были довольно стандартными и не обладали ярким оформлением. Он считает, что современные учебники гораздо более красочные и привлекательные для учеников. Дедушка также заметил, что в старых учебниках больше уделялось внимания грамматике и правописанию, чем в современных.
С общей точки зрения, мои родители и бабушка признали, что и старые, и современные учебники имеют свои плюсы и минусы. Старые учебники были более фокусированы на классической литературе и глубоком анализе текстов, в то время как современные учебники предлагают больше разнообразия и визуализации.
Обогащаем свою речь
1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике.
Мне уже знакомы многие авторы художественных произведений, такие как Александр Пушкин, Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Антон Чехов, Алексей Толстой и другие. Я также встречусь с новыми авторами, которых ранее не изучал.
Переплёт: Это часть книги, которая покрывает и защищает её страницы. Обычно переплёт делается из картона или ткани.
Обложка: Это часть книги, которая находится снаружи и защищает содержание. Обложка может быть мягкой или твёрдой, и она часто содержит информацию о книге, например, название и автор.
Титульный лист: Это страница в начале книги, на которой указаны основные сведения о книге, такие как название, автор, название издательства и дата издания.
Выходные данные: Это информация о месте и дате издания книги, а также о издательстве.
Содержание: Это раздел книги, который перечисляет главы или разделы книги в порядке их появления. Содержание помогает читателю быстро найти нужную часть книги.
2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?
Владимир Набоков считал, что хороший читатель - это тот, кто способен перечитывать произведения и каждый раз находить в них что-то новое, глубже понимать текст и авторские замыслы.
Среди моих родных и знакомых есть те, кто любит перечитывать книги - это мама
Что касается книг, которые я бы хотел перечитывать много раз, то я думаю "Война и мир" Льва Толстого, "Преступление и наказание" Федора Достоевского, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Эти книги богаты содержанием и имеют глубокий смысл, который можно раскрывать при каждом новом прочтении.
3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно.
Старинные книги обладают уникальным и красивым дизайном, который придает им особый шарм и историческую ценность. Индивидуальная обложка, использование драгоценных материалов, замки и узоры — всё это делает каждую старинную книгу уникальной и интересной с точки зрения искусства и истории.
Старые, пожелтевшие страницы и пыль на книге придают ей ощущение старины и исторической ценности. Эти элементы могут вызывать у читателей и коллекционеров чувство связи с прошлым и уважения к наследию. Более того, некоторые старинные книги могут иметь редкие и ценные иллюстрации или антикварные шрифты, что делает их ещё более привлекательными для исследования и коллекционирования.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите страницы из старинных книг, воспроизведённые в вашем учебнике.
Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?
Пожелтевшая бумага и устаревшая орфография - это часто встречающиеся особенности старых книг. Другие характеристики включают в себя красочные иллюстрации, красиво оформленные заголовки и начертания букв, а также использование букв, которые с течением времени перестали употребляться в современном языке.
Изучение старинных книг не только позволяет окунуться в прошлое, но и может помочь в исследовании исторических и лингвистических аспектов. Это также способ сохранения культурного наследия и понимания, как менялся язык, письмо и культурные представления со временем.
Совершенствуем свою речь
1. Подберите пословицы об учении, выучите их наизусть.
Например:
— Корень учения горек, да плод его сладок.
— Повторенье — мать ученья.
— Ученье — свет, а неученье — тьма.
— Не учась и лаптя не сплетёшь.
— Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
— Красна птица перьем, а человек ученьем.
— Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
— Нетрудно сделать, да трудно задумать.
Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте небольшой рассказ, используя одну из них
"Корень учения горек, да плод его сладок" - это говорит нам, что изучение чего-либо может быть сложным и требовать усилий, но результаты этого обучения в конечном итоге приносят удовлетворение и пользу.
"Повторенье — мать ученья" - подчеркивает важность повторения и закрепления знаний. Через многократное повторение мы учимся и улучшаем свои навыки.
"Ученье — свет, а неученье — тьма" - указывает на то, что образование и знания придают свет и понимание, в то время как незнание и невежество создают тьму и недопонимание.
"Не учась и лаптя не сплетёшь" - подразумевает, что для достижения какой-либо цели или умения необходимо учиться и развиваться.
"Кто хочет много знать, тому надо мало спать" - говорит о том, что для достижения больших целей и уровня знаний человек должен быть готов к усиленному труду и обучению.
"Красна птица перьем, а человек ученьем" - сравнивает красоту птицы с красотой человека, но подчеркивает, что настоящая ценность человека заключается в его знаниях и образовании.
"Учись доброму, так худое на ум не пойдёт" - указывает на важность изучения хороших образцов и нравственных ценностей, чтобы избежать негативных влияний.
"Нетрудно сделать, да трудно задумать" - подчеркивает, что иногда при выполнении задачи сделать что-то физически легко, но сначала требуется вложить умственные усилия в её планирование и размышление.
Рассмотрим пословицу "Учись доброму, так худое на ум не пойдёт".
Однажды в маленькой деревушке жили два соседа, Иван и Петр. Иван всегда был добрым и отзывчивым человеком. Он помогал своим соседям, делился с ними своими знаниями и всегда был готов прийти на помощь. Петр, напротив, был замкнутым и недобрым человеком. Он часто ссорился с соседями и не делал им добрых дел.
Однажды в деревне случилась беда. Загорелся дом одного из жителей, и огонь моментально распространился к другим постройкам. Жители деревни собрались вместе, чтобы потушить пожар. Иван быстро организовал людей, разделил обязанности и помогал тушить пожар. Петр же стоял в стороне и наблюдал.
По итогам борьбы с огнем деревня потеряла несколько домов, но благодаря усилиям Ивана и других жителей, большая часть деревни была спасена.
После пожара, Петр подошел к Ивану и сказал: "Ты прав, Иван. Твоя доброта и умение организовать людей помогли нам спасти много домов. Я понял, что учиться нужно у тебя, а не быть злым и недобрым человеком."
Иван улыбнулся и сказал: "Петр, учись доброму, так худое на ум не пойдёт. Добро всегда побеждает зло, и знания помогают нам делать мир лучше."
С тех пор Петр стал меняться к лучшему, учился у Ивана быть добрым и отзывчивым, и их дружба стала крепче.
2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «доверительный разговор»? Введите эти слова в предложение собственной конструкции.
Доверие - это чувство уверенности и веры в надежность или искренность другого человека. Доверительный разговор - это открытая и честная беседа между двумя или более людьми, основанная на взаимном доверии и уважении.
"Мы имеем доверие друг к другу, поэтому наш доверительный разговор позволяет нам обсуждать любые темы без страха судейства."
3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы называем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпочтительнее для разговорной речи: хорошо — отлично — классно — блеск — клёво; плохо — худо — дрянь — лабуда?
Слова, которые мы называем сленгом, часто являются неформальными, разговорными или жаргонными выражениями, используемыми в повседневной речи, но не считающимися нормой в официальной литературной речи. Примеры сленговых слов: "круто," "фигово," "фишка," "кайф," "кепка."
Из предложенных синонимов для "хорошо" и "плохо" в разговорной речи часто предпочитаются следующие:
"Хорошо" можно заменить на "отлично," "классно," "блеск," "клёво" в разговорной речи, чтобы выразить восторг или удовлетворение. Например, "Этот фильм был отлично снят."
"Плохо" можно заменить на "худо" или "дрянь" в разговорной речи, чтобы описать негативные ситуации или состояния. Например, "Мне сегодня так худо, потому что забыл ключи."
"Лабуда" чаще используется в более неформальных контекстах и может заменить "плохо" или "глупо" в разговорной речи. Например, "Все это - чистая лабуда, не стоит обращать внимания."