К читателям Страница 5 ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ 1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»? 2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга? 3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»? Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать. 4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ. 6. Покажите родителям, бабушкам, дедушкам свой учебник по литературе. Попросите их вспомнить и рассказать вам про учебники, по которым они учились в школе. Что, по их мнению, было лучше в старых учебниках, что им показалось интересным в нынешней учебной книге? Обогащаем свою речь 1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике. 2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз? 3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно. Литература и изобразительное искусство Рассмотрите страницы из старинных книг, воспроизведённые в вашем учебнике. Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг? Совершенствуем свою речь 1. Подберите пословицы об учении, выучите их наизусть. Например: — Корень учения горек, да плод его сладок. — Повторенье — мать ученья. — Ученье — свет, а неученье — тьма. — Не учась и лаптя не сплетёшь. — Кто хочет много знать, тому надо мало спать. — Красна птица перьем, а человек ученьем. — Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. — Нетрудно сделать, да трудно задумать. Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте небольшой рассказ, используя одну из них 2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «доверительный разговор»? Введите эти слова в предложение собственной конструкции. 3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы называем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпочтительнее для разговорной речи: хорошо — отлично — классно — блеск — клёво; плохо — худо — дрянь — лабуда?