Объясните значение слов: имение, амфитеатр, гладиатор. Проверьте себя. 1. Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду? 2. Какие обязанности были у рабов в богатом доме? 3. После каких событий в домах римских богачей появились образованные рабы? Опишите рисунок «Рабы в имении» (см. с. 239). Какие работы выполняли рабы в имении? Найдите ручную мельницу, пресс для выжимания виноградного сока. Предположите, как раб-управляющий по приказу господина поступит с обессилевшим стариком. Познакомьтесь с документом «Римские учёные Варрон и Колумелла о рабах» (см. с. 240). 1. Вспомните, какие мысли о рабах задолго до римского учёного Варрона высказывал грек Аристотель (см. с. 184), и докажите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. 2. Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского учёного Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот. Подведём итоги и сделаем выводы • Благодаря каким особенностям римское войско стало сильнейшим на всём Средиземноморье (опорные слова: вооружение, построение в бою, дисциплина, многолетний опыт)? • Почему в Риме появилось множество дешёвых рабов? В чём было главное отличие раба от свободного? • Как правило сената «разделяй и властвуй» проявлялось в отношении противников римлян?