Объясните значение слов: таран, конница, держава, глиняные книги.
Таран — это военное орудие, представляющее собой тяжёлое бревно с железным наконечником, которое использовалось для разрушения стен или ворот вражеских крепостей. Оно подвешивалось на кожаных ремнях и раскачивалось для того, чтобы пробить защиту.
Конница — это род войск, в которых воины сражаются верхом на лошадях. Конница была важной частью ассирийской армии, так как она позволяла быстро маневрировать и наносить удары по врагам.
Держава — это большое, сильное государство с высокой политической и военной мощью. Ассирийская держава была одной из самых мощных в Древнем мире.
Глиняные книги — это книги, вырезанные на глиняных табличках с помощью клинописи. Они были основным способом записи в Древнем Ближнем Востоке. Несмотря на то, что глиняные книги могут быть ломкими, они не горят, что позволило сохранить библиотеку Ашшурбанапала даже во время разрушения Ниневии.
Проверьте себя.
1. В чём преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными?
Преимущества железных орудий труда и оружия перед каменными и медными заключаются в том, что железо твёрже меди и бронзы, его проще добывать, а изделия из него дешевле. Железные инструменты и оружие гораздо более эффективны, что помогает в сельском хозяйстве и в военных действиях.
2. Какие военные новшества применяли ассирийцы?
Военные новшества, применявшиеся ассирийцами, включают использование конницы, что позволяло быстро и эффективно наносить удары по противнику. Также ассирийцы использовали тараны для разрушения крепостных стен и имели хорошо организованное вооружение и защиту: железные мечи, щиты, панцири и шлемы.
3. Как вели себя ассирийцы в завоёванных странах?
В завоёванных странах ассирийцы часто применяли жестокость, устраивали массовые казни, разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Они уводили в плен людей и забирали ценности.
4. О чём были написаны книги из библиотеки царя Ашшурбанапала? Почему библиотека не погибла в пылающей Ниневии?
Книги из библиотеки Ашшурбанапала содержали различные произведения, включая мифы, молитвы, восхваления богов и заклинания. Также в библиотеке хранились работы мудрецов о небесных телах и астрономии. Библиотека не погибла в Ниневии, потому что глиняные книги, после того как они были обожжены, стали прочнее и не горели в огне.
Поработайте с картой (см. с. 86). Найдите Ассирийскую державу и её столицу. Определите, какие страны были покорены ассирийцами.
Ассирийская держава была расположена в районе Тигра, а её столица — Ниневия. Ассирийцы покорили Вавилон, Тир, Сидон, Палестину, Египет и горное царство Урарту.
Опишите по рисунку нашего времени возвращение ассирийского войска в Ниневию (см. с. 88) по плану: 1) царская колесница; 2) унижение пленных царей; 3) воины-победители; 4) каменные стражи при входе во дворец.
Царская колесница Царская колесница была роскошно украшена, с высокими деревянными спицами и тщательно вырезанными узорами. Она была оснащена оружием и защитой, включая щиты и копья, а сам ассирийский царь был окружен элитной охраной и советниками. Колесница служила не только для транспортировки, но и для демонстрации власти и величия правителя.
Унижение пленных царей Перед возвращением в Ниневию, ассирийские войска приводили пленных царей на обозрение народа. Эти пленники были принуждены ходить в цепях или запряженные в царскую колесницу, что символизировало их полное подчинение и унижение. Они должны были продемонстрировать свою беспомощность и поражение.
Воины-победители После победы над врагами ассирийские воины возвращались в Ниневию с трофеями и военной добычей. Во время триумфа они часто возглавляли колонну, следуя за колесницей царя. Победители демонстрировали свои оружие и доспехи, что подчеркивало их отвагу и силу, а также важность их участия в победе.
Каменные стражи при входе во дворец На входе в дворец ассирийского царя стояли величественные каменные стражи — гигантские фигуры крылатых быков и львов. Эти каменные чудовища служили не только защитой, но и символизировали мощь и непобедимость ассирийского государства. Они создавали атмосферу угрозы для всех, кто осмеливался приближаться к царскому дворцу.
Познакомьтесь с документом «Летопись ассирийского царя» (см. с. 89) и ответьте на вопросы:
1. Чем похвалялся владыка Ассирии?
Владыка Ассирии, Синахериб, похвалялся своими военными победами и мощью своей армии. Он утверждал, что является «царь всего света», «премудрым» и «послушным великим богам». Он также гордился тем, что уничтожал врагов и захватывал богатства, такие как золото, серебро, драгоценности и скот, уводя их в Ассирию. Синахериб хвастался разрушением вражеских армий и захватом в плен большого количества людей.
2. Синахериб называет себя «любящим справедливость»; подумайте, что царь считал справедливым.
Когда Синахериб называет себя «любящим справедливость», он, вероятно, имел в виду своё собственное понимание справедливости, основанное на жестокости и силе. Для него справедливость заключалась в наказании врагов, подавлении сопротивления и жестоком обращении с побеждёнными народами. Похоже, что его представление о справедливости основывалось на восстановлении порядка с помощью силы и устрашения. Это понимание справедливости значительно отличается от современных представлений, где акцент делается на защите прав человека и гуманном отношении.