menu


ГДЗ по истории 5 класс Никишин, Стрелков § 13. Древнее Междуречье




Какие города и государства существовали в древности в Месопотамии (Междуречье)? Какое культурное наследие они оставили?

В древности в Месопотамии существовали города-государства, такие как Урук, Лагаш, Умма, Вавилон и Ниневия. Эти города были центрами развития цивилизации и культуры в Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Месопотамия оставила важное культурное наследие: изобретение клинописи, развитие законов (например, Кодекс Хаммурапи), архитектурные достижения (зиккураты), а также значительный вклад в астрономию, математику и литературу (эпопея о Гильгамеше).

МИФ О ПОТОПЕ

Однажды боги решили устроить потоп и погубить всё живое на земле. Но бог мудрости Эа поведал о том Утнапиштиму — правителю города Шуруппа́ка на Евфрате. Построил Утнапиштим корабль по совету Эа. Погрузил на него весь род свой, скот и что имел серебра и золота.

Почернело небо, и хлынул ливень. Южный ветер нагонял воду, рушил плотины. Шесть дней и семь ночей бушевала стихия. А когда потоп прекратился, только маленький остров, вершина горы, возвышался над водой. Здесь и причалил корабль Утнапиштима.

Выпустил голубя Утнапиштим, но прилетел тот обратно, не найдя больше суши. Выпустил ласточку Утнапиштим, и она вернулась. Выпустил ворона он, и нашёл ворон сушу. На вершине холма принёс Утнапиштим жертвы богам. Тростниковые стебли он зажёг, и боги почуяли запах. Они собрались к приносящему жертву Утнапиштиму.

Посовещались боги и решили:

— Доселе Утнапиштим был человеком. Отныне же Утнапиштим нам, богам, подобен. Пусть живёт Утнапиштим при устье рек в отдаленье!

1. Как вы полагаете, почему у жителей Междуречья появился миф о великом потопе?

Миф о великом потопе мог возникнуть из-за реальных катастрофических наводнений, которые регулярно происходили в Междуречье. Из-за своих географических особенностей — расположения между реками Тигр и Евфрат — эта территория часто страдала от наводнений, которые затопляли обширные площади. В условиях древности такие катастрофы могли быть восприняты как наказание богов, что и породило миф о потопе.

2. Каким предстаёт в мифе его герой — Утнапиштим? По каким его поступкам можно судить о нём?

Утнапиштим в мифе изображён как мудрый и благочестивый человек, который, услышав предупреждение от бога Эа, построил корабль, спасаясь от потопа. Его поступки свидетельствуют о его заботе о своем народе и о животных, а также о его вере в божью мудрость. Он не только спасся, но и проявил ответственность за сохранение жизни на Земле. Его действия после потопа (выпуск голубя, ласточки и ворона) также указывают на его желание установить контакт с природой и найти новые возможности для жизни.

3. Объясните, какая роль отведена в этой истории богам.

В мифе боги играют роль тех, кто решает судьбу людей, а также влияют на природу. Они устраивают потоп как наказание, но после его окончания выражают благодарность Утнапиштиму за жертвы, что подтверждает их власть и моральное начало. В конце боги делают Утнапиштима своим подобием, что подчеркивает важность отношений между человеком и божественным миром.

1. Используя карту, охарактеризуйте природные условия Междуречья. Сравните их с природными условиями Древнего Египта. Что было общим?

Природные условия Междуречья характеризуются плодородными землями, образовавшимися благодаря ежегодным разливам рек Тигр и Евфрат, что позволяло развивать земледелие. Однако разливы были непредсказуемыми и могли привести к разрушению, как в мифе о потопе. В Древнем Египте тоже существовала система земледелия, но здесь всё зависело от разливов реки Нил, которые были более регулярными и предсказуемыми. Общим было использование сельского хозяйства, основанного на разливах рек, что позволяло развивать оседлую цивилизацию.

2. Покажите на карте шумерские города-государства. Составьте схему, показывающую, на какие группы делилось их население, как было организовано управление.

Шумерские города-государства, такие как Урук, Ур, Лагаш, были независимыми образованиями, каждый со своим правителем. Население делилось на несколько групп: свободные граждане, зависимые от правителя или храмов (например, ремесленники, крестьяне), и рабы. Управление было централизованным и часто возглавлялось правителем, который являлся и военным лидером, и главным жрецом.

3. Чем Аккадское государство отличалось от государств шумеров? Почему оно распалось?

Аккадское государство отличалось от шумерских городов-государств своей централизованной властью. Саргон Великий создал империю, объединив множество шумерских городов под одним правлением. Аккадская империя распалась из-за внешних нападений, внутренней дезорганизации и трудностей, связанных с управлением такими обширными территориями.

4. Расскажите о письменности древних народов Междуречья. Благодаря чему она стала достоянием историков?

Древние шумеры изобрели клинопись — систему письменности, основанную на изображениях и знаках, вытиснутых на глиняных табличках. Эта письменность стала основой для ведения бухгалтерских и юридических записей, а также для создания литературных произведений. Благодаря сохранившимся клинописным табличкам историки смогли узнать о жизни и культуре Месопотамии.

5. Вспомните по ранее изученному материалу, о чём повествовали древние мифы. Чем интересен миф о великом потопе, возникший у шумеров? О каких других сказаниях с подобным сюжетом вы знаете?

Миф о великом потопе, появившийся у шумеров, имеет сходства с мифами других народов, например, с библейским потопом и мифом о Ное. В этих мифах также описывается наказание богов через потоп, спасение праведников и восстановление мира.

6*. Заполните сравнительную таблицу.

Объясните, что добавляют письменные источники к информации вещественных памятников.

Письменные источники добавляют к информации вещественных памятников важные детали, которые невозможно узнать только по материальным объектам. Вещественные памятники, такие как орудия труда, здания, посуда, скульптуры и другие артефакты, дают представление о материальной культуре, уровне технологий, быте и искусстве древних народов. Однако они не всегда могут рассказать о политической жизни, социальных отношениях, религиозных верованиях или идеологии того времени.

Письменные источники, в свою очередь, предоставляют информацию о законах, правительственных актах, экономических записях, религиозных ритуалах, а также личных переживаниях людей того времени (например, в литературных произведениях). Они позволяют историкам восстановить более полную картину общества, понять, как люди воспринимали мир, какие ценности и убеждения ими руководствовались.






ГДЗ по истории 5 класс учебник Никишин, Стрелков параграф 13

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):