Какие города и государства существовали в древности в Месопотамии (Междуречье)? Какое культурное наследие они оставили? МИФ О ПОТОПЕ Однажды боги решили устроить потоп и погубить всё живое на земле. Но бог мудрости Эа поведал о том Утнапиштиму — правителю города Шуруппа́ка на Евфрате. Построил Утнапиштим корабль по совету Эа. Погрузил на него весь род свой, скот и что имел серебра и золота. Почернело небо, и хлынул ливень. Южный ветер нагонял воду, рушил плотины. Шесть дней и семь ночей бушевала стихия. А когда потоп прекратился, только маленький остров, вершина горы, возвышался над водой. Здесь и причалил корабль Утнапиштима. Выпустил голубя Утнапиштим, но прилетел тот обратно, не найдя больше суши. Выпустил ласточку Утнапиштим, и она вернулась. Выпустил ворона он, и нашёл ворон сушу. На вершине холма принёс Утнапиштим жертвы богам. Тростниковые стебли он зажёг, и боги почуяли запах. Они собрались к приносящему жертву Утнапиштиму. Посовещались боги и решили: — Доселе Утнапиштим был человеком. Отныне же Утнапиштим нам, богам, подобен. Пусть живёт Утнапиштим при устье рек в отдаленье! 1. Как вы полагаете, почему у жителей Междуречья появился миф о великом потопе? 2. Каким предстаёт в мифе его герой — Утнапиштим? По каким его поступкам можно судить о нём? 3. Объясните, какая роль отведена в этой истории богам. 1. Используя карту, охарактеризуйте природные условия Междуречья. Сравните их с природными условиями Древнего Египта. Что было общим? 2. Покажите на карте шумерские города-государства. Составьте схему, показывающую, на какие группы делилось их население, как было организовано управление. 3. Чем Аккадское государство отличалось от государств шумеров? Почему оно распалось? 4. Расскажите о письменности древних народов Междуречья. Благодаря чему она стала достоянием историков? 5. Вспомните по ранее изученному материалу, о чём повествовали древние мифы. Чем интересен миф о великом потопе, возникший у шумеров? О каких других сказаниях с подобным сюжетом вы знаете? 6*. Заполните сравнительную таблицу. Объясните, что добавляют письменные источники к информации вещественных памятников.