Зачем нужно изучать историю?
Историю изучают, чтобы понимать, как люди жили раньше, какие события происходили и почему мир стал таким, каким он есть. Это помогает делать выводы для настоящего и будущего.
Перечислите, какие виды исторических источников изображены на иллюстрации.
Письменные источники, изобразительные источники, предметы быта.
Назовите группы исторических источников.
Исторические источники делят на письменные, вещественные (предметы, орудия, здания), устные (легенды, рассказы), изобразительные (картины, рисунки) и аудиовизуальные (фотографии, фильмы).
1. Какие существовали способы отсчёта времени?
Раньше люди считали время по солнцу, луне, звёздам, по сезонам, по циклам природы.
2. Какой век идёт сейчас?
Сейчас идёт XXI век.
Что отличало новый биологический вид, появившийся около 2,5 миллиона лет назад, от предшественников?
Новый биологический вид, появившийся около 2,5 миллиона лет назад, отличался от предшественников более развитым мозгом, прямохождением и способностью изготавливать примитивные орудия труда, что давало ему преимущества в добыче пищи и выживании.
В чём отличие древнейшего человека от обезьяны?
Древнейший человек отличался умением изготавливать орудия, прямохождением и развитием речи. Обезьяны этого не умеют.
1. Что рассказывают мифы о происхождении человека?
Мифы рассказывают, что человек появился по воле богов или из природных объектов, как солнце, глина или дерево.
2. Какие вопросы о происхождении человека обсуждают учёные?
Учёные обсуждают, как и когда появился человек, как развивался мозг, язык и культура, какие виды людей существовали раньше.
1. Когда появился каждый из указанных в схеме типов древнего человека?
Австралопитек появился примерно 4–2,5 миллиона лет назад. Олдувайский человек (Homo habilis) — около 2,5–1,5 миллиона лет назад. Питекантроп (Homo erectus) — примерно 1,8 миллиона–300 тысяч лет назад. Синантроп (Homo erectus pekinensis) — около 700–200 тысяч лет назад. Неандерталец — примерно 200–40 тысяч лет назад. Человек современного вида (Homo sapiens) — около 200–150 тысяч лет назад и до настоящего времени.
2. Определите, какой из типов древних людей был более примитивным, а какой — более развитым. Аргументируйте свой ответ.
Более примитивным был австралопитек, так как его мозг был меньше, он использовал простейшие орудия и вёл полурастительный образ жизни. Более развитым был человек современного вида, у которого большой мозг, сложная речь, развитое орудийное производство и культурные навыки, позволяющие создавать искусство и сложные общества.
Мог ли этот предмет служить амулетом для древнего человека?
Да, такой предмет мог быть амулетом. Древние люди делали фигурки для обережной или магической функции, чтобы защищать себя или приносить удачу.
Какие сведения о жизни первобытного человека дают учёным наскальные рисунки?
Рисунки показывают, чем занимались люди, какие животные жили рядом, как охотились, как одевались и что им было важно.
Какие находки помогли учёным воссоздать процесс развития (эволюцию) человекоподобного существа?
Находки окаменелостей, костей, черепов, орудий труда и останков жилищ помогают проследить развитие человека и его мозг, рост, прямохождение.
1. Что привело к выделению человека от животного мира?
Человека выделяет способность думать, говорить, создавать орудия, осознавать себя и окружающий мир, а также развивать культуру.
2. Что в облике древнейших людей общего с современными? Чем мы отличаемся?
Общее — прямохождение, строение рук, способность держать предметы. Отличие — меньший мозг, менее развитая речь и культура.
3. Как древние люди находили пищу и защищались от опасностей дикой природы?
Они охотились, собирали плоды, коренья и использовали орудия труда, костры и убежища для защиты.
4. Найдите на карте территории, где были обнаружены останки древнейших людей. На территории каких современных стран они находятся?
Останки находили в России, Китае, Африке, Европе. На территории современных России, Франции, Германии, Южной Африки и Китая.
5. Подумайте, почему древний человек начал использовать орудия труда. Какие это были орудия?
Для облегчения охоты, обработки пищи и защиты. Это были каменные рубила, скребки, копья, кости и палки.
6. Когда на территории современной России появились первые люди? Откуда мы знаем о них?
Первые люди появились около 1 млн лет назад. Мы знаем это по археологическим находкам — орудия труда, кости и жилища.
7. Какие археологические находки на территории нашей страны кажутся вам наиболее интересными? Почему?
Например, Сунгирские захоронения — интересны украшениями, костюмами и богатством погребений, показывают развитую культуру первобытного человека.
8. Подумайте, как без развитой речи и письменности древние люди общались и передавали друг другу информацию.
Они использовали жесты, мимику, рисунки на стенах, сигналы огнём и звуком.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности: 1) появление питекантропа, 2) появление кроманьонца, 3) появление неандертальца, 4) появление австралопитека.
появление австралопитека
появление питекантропа
появление неандертальца
появление кроманьонца