1. Подумайте, как может существовать информация, которая не записана. Обсудите этот вопрос в классе.
Информация может существовать в устной форме, передаваться из уст в уста, быть выраженной через жесты, мимику, интонацию, звуки природы или визуальные образы, как, например, картины, облака или действия животных. Она может быть частью коллективной памяти или опыта, не зафиксированного на бумаге или в цифровой форме.
2. Узнайте, что такое панграмма. Найдите панграммы па рис. 3.3.
Панграмма — это предложение, содержащее все буквы алфавита хотя бы один раз. «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей же чаю» является панграммой.
3. Выясните, что означают дорожные знаки на рис. 3.4.
Въезд запрещен, пешеходный переход, скользкая дорог, парковка
4. Декодируйте QR-код на рис. 3.5.
Открывается сайт "Преподавание, наука и жизнь".
5. Найдите в Интернете генератор QR-кодов и закодируйте ваши фамилию и имя с помощью QR-кода.
6. Используя таблицу кодов русских букв, приведённую в тексте пара графа:
а) закодируйте фразу СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО;
б) декодируйте сообщение
21 34 2 6 4 6 14 16 20 1 34 15 6 20 21 34 20 1 13 10 10
а)19 16 13 15 24 6 34 19 3 6 20 10 20 34 33 18 12 16
б) У бегемота нет талии
7. Зашифруйте фразу ГОЛОВОЙ КИВАЕТ СЛОН, используя шифр Цезаря со сдвигом 5.
ЗУРУЖУО ПНЖЕЙЧ ЦРУТ
*8. Попробуйте расшифровать сообщение, зашифрованное шифром Цезаря с неизвестным сдвигом: ЧУЫЮ ЧУЫ.
Здесь сдвиг 11, расширофка МИРУ МИР
9. Как вы думаете, какой числовой код у буквы D? у буквы Z?
У буквы D числовой код — 68, а у Z — 90 (в таблице ASCII). Это значение их порядкового номера в кодировке символов.
10. В старину числа на Руси записывались буквами. Подумайте, как можно решить обратную задачу: текст на русском языке записать с помощью нулей и единиц. Обсудите этот вопрос в классе.
Для записи текста с помощью нулей и единиц можно использовать бинарный код. Каждая буква превращается в последовательность битов, соответствующую её номеру в таблице кодировки (например, Unicode или ASCII). Например, буква «А» в бинарной системе может быть представлена как 10000001.
11. Какие сложности, на ваш взгляд, появятся при кодировании цветного рисунка?
При кодировании цветного рисунка возникают сложности с количеством данных: каждый пиксель имеет несколько параметров (цвета RGB), а их количество на изображении может быть огромным. Это требует больших объёмов памяти для хранения и вычислительных ресурсов для обработки. Также возникают вопросы точности при передаче цветов, сжатии и обработке изображения.