1. Какие дни называются днями равноденствия? Объясните, почему они так называются. 2. Какие дни называют днями летнего и зимнего солнцестояния? 3. Какие параллели называют Северным и Южным тропиками, Северным и Южным полярными кругами? 4. Используя рисунки параграфа, сравните продолжительность дня и ночи на экваторе в дни равноденствий и солнцестояний. Какой вывод можно сделать на основе результатов этого сравнения? 5. Чем пояса освещённости отличаются друг от друга? 1. Укажите, вокруг какого из двух небесных тел — Солнца или Луны — вращается Земля. 2. Приведите примеры влияния Солнца и Луны на природу Земли. Оказывают ли влияние форма и размеры Земли на мир живой и неживой природы нашей планеты? 3. Почему угол, под которым солнечные лучи падают на поверхность Земли, уменьшается в направлении от экватора к полюсам? 4. Используя карту России из атласа, сравните два российских города — Астрахань и Архангельск — по следующему плану: а) Географическое положение по отношению к экватору. (Какой из городов расположен севернее?) б) Полуденная высота солнца. (В каком из городов солнце в полдень находится выше над горизонтом?) в) Продолжительность дня и ночи в летнее и зимнее время. 5. На контурной карте покажите и подпишите границы поясов освещённости. Выберите условные обозначения и закрасьте разным цветом тропический, умеренные и полярные пояса освещённости. Определите, в каком поясе освещённости находится ваша местность. 6. Используя текст учебника, определите, сколько дней в году солнце бывает в зените на параллелях между Северным и Южным тропиками. 7. Используя карты полушарий, определите материк, который почти полностью находится в пределах одного из полярных поясов, и материк, который почти полностью расположен в тропическом поясе. 8*. Определите, какие параллели являлись бы Северным и Южным тропиками и Северным и Южным полярными кругами, если бы земная ось была наклонена к плоскости орбиты под углом 55°, а не 66,5°. 9. Определите, можно ли наблюдать явления полярного дня и полярной ночи в населённых пунктах, расположенных в пределах умеренных климатических поясов. Обоснуйте ваш ответ. 10. Объясните, почему в умеренных климатических поясах все четыре времени года выражены гораздо лучше, чем в жарком климатическом поясе. 11. Что вы узнали, изучив тему «Земля — планета Солнечной системы»? Чему научились?