1. Понаблюдай, как дышат разные животные, живущие в одном водоёме: лягушка, рыба, прудовик, жук-плавунец. 2. Ответь на вопросы. Зачем лягушка высовывает голову над поверхностью воды? Как долго она может находиться под водой? Высовывает ли рыба голову из воды, как лягушка? Как долго она может находиться под водой? Зачем прудовик поднимается из воды по водному растению? Как долго может прудовик находиться под водой? 3. Подумай, какие из этих животных поглощают кислород для дыхания из атмосферного воздуха, а какие получают его растворённым в воде. 4. Понаблюдай и опиши передвижение различных животных: летающих, ползающих, бегающих, плавающих. Подумай, зачем всем им нужно куда-то двигаться? 5. Пойди на лужайку, покрытую цветущими растениями, и осторожно, не тревожа насекомых, посмотри, что делается в это время в цветках. Постарайся описать и зарисовать свои наблюдения. 6. Во время прогулок по лесу, полю, лугу, в местах выгона скота подумай, понаблюдай и ответь на вопрос: может ли растение защитить себя от врагов? Зарисуй растения, имеющие защитные приспособления. 7. Вырасти на грядке какие-нибудь овощи и опиши свои наблюдения. Приходилось ли молодым растеньицам бороться с неблагоприятными условиями? Были ли у них враги? Все ли посаженные тобой растения выжили? 8. Запиши, какие примеры отрицательного влияния человека на природу ты наблюдал в своей местности. Предложи план улучшения состояния окружающей среды. 9. Понаблюдай несколько дней по 5-7 минут за муравейником. Опиши поведение Муравьёв. Веди дневник наблюдений по образцу.