Страница 142. Чему мы научились?
Можем ли мы в энциклопедии найти художественное произведение?
Нет.
В каких текстах можно узнать о повадках зайца? Обоснуйте своё мнение.
В научно-познавательных. В них могут описываться животные, их повадки.
Заполните в тетради таблицу. Составьте сообщение на тему «Чему я научился на уроках литературного чтения».
Я умею читать Я не очень хорошо умею писать Я хочу узнать о Пушкине
В чём отличие стихотворного текста от прозаического? ... Обсудите, чем ещё отличается стихотворный текст от прозаического.
В стихотворном произведении есть рифма и ритм.
Страница 143
Прочитайте и сравните тексты.
*** Ветер принёс издалёка песни весенний намёк, где-то светло и глубоко неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, в сумерках близкой весны плакали зимние бури, реяли звёздные сны. (А. Блок) *** Весна пришла, как всегда, ранним утром. Появилась она на бревенчатой стене мезонина квадратом оранжевого и тёплого на ощупь солнечного света. И не замеченная во время долгой зимы капля смолы в щели бревна заискрилась в это утро, как топаз. В ней были даже маленькие серебряные плоскости и нити, делившие эту ничтожную каплю на несколько сказочных частей… (К. Паустовский)
Какое из двух произведений вы считаете стихотворным? Обоснуйте свою точку зрения. Запишите стихотворение А. Блока в тетрадь. Когда мы лучше, яснее чувствуем ритм и созвучие рифмующихся слов?
Произведение А.Блока является стихотворным. Об этом нам повествуют рифмы: Ветер принёс издалёка Песни весенний намёк, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звёздные сны.
Прочитайте стихотворение А. Фета. Прислушайтесь к его звучанию. Назовите пары слов, имеющие созвучия на конце.
Чудная картина, Как ты мне родна: ...
Ритм и созвучие рифмующихся слов чувствуется, когда запишем в виде стихотворения. Стихотворение А. Фета очень звучное. Это видно из пар слов, имеющих созвучия на конце: картина - равнина, родна - луна, высоких - далеких, снег - бег.
Страница 144
Аня выписала: картина — родна. Ваня выписал: равнина — луна. Правильно ли они выполнили задание? Похожи ли окончания слов? Созвучны ли эти пары слов? Что не учтено (ритм, количество слогов)? Что изменится, если слово родна заменить на слово мила?
И Аня, и Ваня выполнили задание неверно. Окончания слов похожи, а созвучия в этих парах слов нет. Не учтено количество слогов. А вот, если слово родна заменить на слово мила, то будет красивое ритмичное звучание.
Прочитайте стихотворение И. Бунина (Метель). Прислушайтесь к его звучанию. Чувствуете ли вы ритм?
В стихотворении И. Бунина очень красивое звучание. Чувствуется ритм, который придаёт стихотворению настроение и напевность. При чтении этого произведения появилось настроение спокойствия, умиротворения.
Ритм придаёт стихотворению настроение и напевность. Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения? Какие картины рисует ваше воображение?
Воображение рисует картину шествия по лесу настоящего дедушки Мороза, который «бродит в туманном сиянье», где ему светит месяц над полем.
Проверьте друг друга: один читает стихи медленно, другой отстукивает (можно карандашом) ударные слоги. Теперь то же самое проделайте с прозаическим текстом. Что вы обнаружили?
Попробуйте графически изобразить в тетради повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили? Объясните.
Получается такая схема: / - - / - - / - - / - , где / обозначает ударный слог, а - безударный. Эта схема повторяется в первых 4-х строчках стихотворения.
Подумайте, в чём разница между стихотворением и стихотворением в прозе. В чём их сходство?
Стихотворение в прозе напоминает лирическое стихотворение, но нет ритма, рифмы.
Страница 146. И. С. Тургенев. Голуби
Почему это произведение называется стихотворением в прозе? Подумайте и объясните.
Голуби» - стихотворение в прозе. Читая его, мы видим, как автор глубоко переживает свое одиночество, тоскует по кому-то. Это чувствуется по интонации, настроению. Это произведение о переживаниях лирического героя, вызванных наблюдениями за парой голубей. И мы вместе с автором переживаем и волнуемся.
Какие строки особо привлекли ваше внимание? Можете ли вы сказать, что художественная речь писателя напоминает по звучанию стихи?
Особенно меня привлекли строки, где автор сорвался домой. Бежал, а его догоняли ветер, ливень, молнии, гром. Успокоение наступает тогда, когда под навесом увидел голубей! Да, художественная речь писателя напоминает по звучанию стихи. Автор своими эмоциями и переживаниями доносит до читателя приближающуюся грозу.
Что мы включаем в понятие «художественная литература»?
Художественная литература — вид искусства, который используется в качестве единственного материала слова, это вымысел, сочиненный автором, который он пропустил через свою жизнь и душу.
Соотнесите виды литературных произведений с их особенностями. басни рассказы сказки стихи • Волшебные предметы и волшебные помощники, вымышленные события и герои, троекратные повторы, устойчивые эпитеты. • Рифмы, ритм, выразительные средства (сравнения, эпитеты, олицетворения, звукопись). • Повествование о каком-либо случае из жизни героя, выразительные средства, эпитеты, сравнения. • Недостатки людей, их свойства и поступки, выраженные иносказательно, в виде образов зверей; поучительное наставление (мораль).
Виды литературных произведений и их особенности: • басня – это произведение, где автор высмеивает недостатки и поступки людей, представляя человека в виде образа какого либо животного; • рассказ-это произведение - повествование о каком либо герое, случае из жизни,, где используется много сравнений, эпитетов; • сказка – это произведение, где присутствует волшебство, придуманныесобытия, волшебники герои, и волшебные заклинания помогают решить любую беду; • стихи – это ритмические выразительные произведения, где всегда присутствует рифма и ритм.
Страница 148. А. С. Пушкин. Деревня
Обсудите с другом значение словосочетания подвижные картины. Как вы это понимаете?
Словосочетание «подвижные картины» я понимаю так: на фоне постоянного пейзажа появляются движущиеся картины: то «парус рыбаря», «бродящие стада», то «овины дымные», и «мельницы крылаты».
От чьего имени написано стихотворение?
От имени автора
Что рисует вам воображение? Что видит поэт? Оживите предметы с помощью эпитетов: равнины (какие?), нивы (какие?), берега (какие?), овины, мельницы (какие?). Приведите ещё примеры из прочитанных произведений, где писатели использовали эпитеты, сравнения, олицетворения.
Мое воображение рисует красивые пейзажи полей, холмов, деревень. Поэт видит: равнины «лазурные», нивы «полосаты», берега «влажные», овины «дымные», мельницы «крылатые». Эпитеты помогают оживить картину. Также мне нравится стихотворение А.Фета. Он тоже использует много эпитетов для создания картины: «чудная» картина, «белая» равнина, «полная» луна…
А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!
Перечитайте стихотворение. Какое время года в нём изображено? Названо ли оно? Какие поэтические выражения заменяет слово осень?
В стихотворении А.С.Пушкина изображена золотая осень. Само время года не названо, но поэт применил поэтические выражения и заменил ими слово «осень».
Проследите, как поэт словом изображает осень. Перечитайте первые две строки, обратите внимание на противопоставления. Какое настроение они создают? Унылая пора! Очей очарованье! (Грусть, печаль — радость, восторг.) Приятна мне твоя прощальная краса... (Тихая радость — печаль, грусть.)
Противопоставления первых двух строк создают настроение восторга и тихой радости. Автор одновременно называет осень унылой порой и тут же, противореча себе, восхищается ее прощальной красой.