1. В политических дискуссиях неоднократно отмечались противоречия в системе разделения властей, закреплённой в российской Конституции, её асимметричность и несбалансированность. В центре внимания при анализе российской модели разделения властей были чрезмерные, по мнению её критиков, полномочия Президента и фактически полная неподконтрольность исполнительной власти Федеральному Собранию. Согласны ли вы с такой критикой? Какие положения Конституции подкрепляют эту точку зрения и почему?
Да, такая критика имеет основания. Конституция РФ действительно закрепляет сильную президентскую власть. Президент:
– назначает Председателя Правительства (ст. 83), а Госдума может отклонить его кандидатуру только трижды, после чего Президент назначает премьера сам и может распустить Думу; – может издавать указы, обязательные для исполнения (ст. 90); – не подотчётен парламенту и не зависит от его доверия; – руководит внешней политикой, обороной, назначает и освобождает ключевых министров и силовиков (ст. 83, 84, 86).
При этом Федеральное Собрание имеет ограниченные контрольные полномочия. Оно не может напрямую сместить Правительство (только выразить недоверие), не утверждает министров и не может требовать отчётности от Президента. Это создаёт несбалансированность между ветвями власти.
2. Существует точка зрения, согласно которой сильная президентская власть наиболее соответствует историческим особенностям развития России и наиболее способствует развитию страны в дальнейшем. Согласны ли вы с этим тезисом? Обоснуйте или опровергните его.
Все верно, в России традиционно сильная вертикаль власти помогала обеспечивать стабильность и управляемость на огромной территории. Примеры — централизованная власть при царях, советская система, сильные президенты в постсоветской истории.
3. Чем обусловлено наличие в России двухпалатного парламента? Зачем необходимо наличие верхней палаты – Совета Федерации?
Двухпалатная структура отражает федеративное устройство страны. Госдума представляет население, а Совет Федерации — субъекты Федерации.
4. Прокуратура РФ выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Чем обусловлен такой особый правовой статус прокуратуры? Какова роль прокуратуры в современном Российском государстве?
Прокуратура — орган, который осуществляет надзор за соблюдением законов всеми ветвями власти, органами и гражданами. Чтобы она оставалась объективной и независимой, её статус закреплён отдельно (ст. 129 Конституции).
Это позволяет прокуратуре контролировать исполнение законов, поддерживать государственное обвинение в суде, выявлять нарушения прав граждан и добиваться их устранения. Её задача — обеспечить единое правовое пространство в стране.
5. Французский мыслитель Ж. Ж. Руссо выступал с критикой теории разделения властей. Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти – особые проявления единой власти народа». Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства. Можно ли сейчас согласиться с подобной точкой зрения?
Смысл идеи Руссо — в признании, что власть принадлежит народу, а органы власти только исполняют разные функции. В этом есть логика: разделение властей — это технический механизм, а источник власти — народ.
Современные демократические государства сочетают оба подхода: народ — источник власти (ст. 3 Конституции РФ), а государственные органы разделены по функциям, чтобы избежать концентрации власти и обеспечить контроль.