1. Референдум является важнейшим институтом прямой демократии и одним из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Этот механизм закреплён в действующей конституции, однако в России на федеральном уровне после принятия Конституции 1993 г. референдумов не проводилось. В СССР с 1936 по 1991 г. был проведён лишь один референдум. С какими аспектами может быть связана такая низкая активность российского населения в вопросах прямого участия в политической жизни?
Во-первых, это историческое отсутствие традиций массового участия в политических процессах и укоренение представительной демократии как основной формы управления. Во-вторых, ограниченность референдумов как инструмента на федеральном уровне может объясняться политической централизованностью и нежеланием властей делегировать принятие ключевых решений непосредственно гражданам. В-третьих, недостаточный уровень информированности населения о референдумах и слабое развитие гражданской культуры также сказываются на низкой активности.
2. После установления советской власти в нашей стране было введено национально-государственное устройство, при котором за основу деления страны на единицы берётся этнический принцип. При территориально-государственном устройстве в основу деления страны положены определённые параметры территории без учёта национальности. В современной российской Конституции также имеют место как элементы национально-государственного устройства, так и территориально-государственного. Попытайтесь обосновать рациональность такого сочетания.
Сочетание национально-государственного и территориально-государственного устройства в современной России может быть рациональным, так как оно учитывает как многонациональный характер государства, так и необходимость стабильного управления территорией. Национально-государственный подход позволяет сохранять культурное и языковое разнообразие, а территориально-государственный обеспечивает единство управления, равноправие субъектов и территориальную целостность страны.
3. В середине 2000-х гг. ряд политических экспертов стал характеризовать территориальное устройство России как «унитарный федерализм». Постарайтесь самостоятельно дать определение этому термину. О каких тенденциях в данном случае идёт речь?
«Унитарный федерализм» можно определить как систему, при которой формально декларируется федеративное устройство, но в реальности наблюдается высокая степень централизации власти. Этот термин отражает тенденцию усиления контроля федерального центра над субъектами, снижение их самостоятельности и перераспределение полномочий в пользу центра, что характерно для политической жизни России с середины 2000-х годов.
4. Какая из форм территориального устройства (федеративная или унитарная), на ваш взгляд, больше способствует росту сепаратистских настроений? Обоснуйте вашу точку зрения.
Федеративная форма территориального устройства больше способствует росту сепаратистских настроений, поскольку она предполагает наличие у регионов большей степени автономии, в том числе законодательной, что может использоваться для продвижения идей независимости. Унитарное устройство, напротив, жестче регулирует внутренние процессы и минимизирует возможности для подобной автономии, хотя это может привести к другим формам протеста.
5. Светским является государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным и предпочтительным. Является ли празднование Рождества в разных странах мира нарушением принципа светскости государства? Допустимо ли в светском государстве изучать в государственных учебных заведениях историю религий?
Празднование Рождества в разных странах мира не обязательно является нарушением принципа светскости, если оно не связано с навязыванием определённой религии. В светском государстве такие праздники могут рассматриваться как культурная традиция, а не религиозный акт. Изучение истории религий в государственных учебных заведениях допустимо, если оно проводится объективно, без пропаганды какого-либо вероучения, и направлено на развитие у студентов понимания религиозного разнообразия и культурного наследия.