menu


ГДЗ по обществознанию 11 класс Гаман-Голутвина, Ковлер § 45—46. Общественное изменение и развитие




Что представляет собой общество как динамическая система? Какими словами, с вашей точки зрения, можно передать динамику общества, его изменчивость?

Общество — это сложная, изменчивая система, в которой все элементы взаимосвязаны. Его динамика проявляется в постоянных изменениях: развитии науки и технологий, преобразованиях в экономике, политике, культуре и социальной сфере. Такие слова, как «эволюция», «прогресс», «реформы», «кризис» и «инновации», точно передают изменчивость общества.

Приведите примеры взаимного влияния различных областей общественной жизни друг на друга.

Развитие науки (технологии) способствовало изменениям в экономике (промышленная революция).
Политические реформы повлияли на культуру (например, отмена крепостного права в России).
Экономические кризисы влияют на социальную сферу (безработица, снижение уровня жизни).

На основе своих знаний по истории приведите примеры социальных изменений разного вида.

Политические: падение монархии и установление республики во Франции в XVIII веке.
Экономические: индустриализация в XIX веке, переход от ручного труда к машинному.
Культурные: эпоха Возрождения, развитие искусства и науки.

Приведите примеры противоречивости общественного прогресса из современной общественной жизни.

Развитие технологий привело к упрощению жизни, но вызвало рост киберпреступности.
Увеличение числа автомобилей улучшило мобильность, но усилило загрязнение окружающей среды.
Глобализация дала новые возможности, но обострила неравенство между странами.

Какие из критериев прогресса можно отнести к гуманистическим? Какой из критериев прогресса вы считаете самым важным и почему?

К гуманистическим критериям относят улучшение качества жизни, обеспечение прав человека, доступность образования и медицины. Самым важным является сохранение человеческой жизни, так как именно она лежит в основе всех остальных достижений.

Докажите, что на среднюю продолжительность жизни людей в обществе влияют разнообразные факторы из всех сфер общества.

Средняя продолжительность жизни зависит от:

Экономических факторов (уровень дохода).
Социальных условий (доступность медицины, образование).
Политических решений (социальная защита, здравоохранение).
Культурных особенностей (отношение к здоровью).

Как бы вы изобразили информационное общество?

Информационное общество можно представить как сеть, где знания и технологии являются основой всех процессов. Это общество высокой технологичности, интернета, массовой коммуникации и быстрого обмена данными, где информация — главный ресурс.

1. Каковы сущность и различия явлений «социальный прогресс», «социальное изменение» и «социальное развитие»?

Социальный прогресс — это направление развития общества, связанное с его улучшением, повышением уровня жизни, культуры и технологий. Социальное изменение — любое преобразование в обществе, не обязательно ведущее к прогрессу (например, кризис). Социальное развитие охватывает процессы изменений, включающие как прогрессивные, так и регрессивные явления.

2. Какие факторы обусловливают социальные изменения?

Социальные изменения вызываются развитием науки и технологий, экономическими процессами, политическими реформами, культурными трансформациями, природными катаклизмами, миграцией, а также межгосударственными отношениями.

3. В чём состоит сущность эволюционного и революционного способов развития и их ускорения?

Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, происходящие естественным путём (например, модернизация технологий). Революция — радикальное, быстрое изменение, связанное с разрывом старых порядков и созданием новых (например, политическая революция). Ускорение этих процессов может происходить за счёт научных открытий, кризисов или роста социальных противоречий.

4. Чем различаются революция и реформа?

Революция предполагает коренную, резкую смену общественных основ, часто сопровождающуюся конфликтами. Реформа — это целенаправленные изменения, вносимые в общество для улучшения существующих порядков без их полного разрушения.

5. В чём заключается противоречивость социального прогресса?

Прогресс создаёт новые возможности для человечества, но одновременно вызывает проблемы. Например, технологические достижения улучшают жизнь, но приводят к загрязнению окружающей среды. Увеличение свобод может осложнить управление государством.

6. Какие существуют критерии социального прогресса?

Среди критериев выделяются уровень жизни, развитие науки и культуры, доступность образования, степень соблюдения прав человека, продолжительность жизни, уровень социальной справедливости и гармония с природой.

7. Какие представления относительно направлений развития общества существуют в истории социальной мысли?

Линейное развитие: общество движется от менее развитого состояния к более совершенному (Конфуций, Кондорсе).
Циклическое развитие: общества проходят этапы подъёма и упадка (Тойнби, Шпенглер).
Спиральное развитие: общество возвращается к старым формам, но на новом уровне (Гегель).

8. Какие типы обществ выделяют учёные? Знаете ли вы ещё какие нибудь типы обществ, кроме приведённых в параграфе?

Учёные классифицируют общества по различным критериям. По способу производства выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. По уровню социальной мобильности — закрытые и открытые. Также есть деление по форме управления (демократия, монархия), по экономической системе (капитализм, социализм). Дополнительно можно выделить информационное общество, где ключевую роль играют знания и технологии.

9. Подтвердите на конкретных примерах противоречивый характер социального прогресса.

Технологический прогресс повышает качество жизни, но приводит к загрязнению окружающей среды и сокращению рабочих мест из-за автоматизации. Рост демократических свобод усиливает права личности, но может вызывать нестабильность в политической системе. Индустриализация развивает экономику, но ухудшает экологию и увеличивает социальное неравенство.

10. Предложите собственную систему критериев социального прогресса, исходя из понимания его сущности и подходов социальных мыслителей к их пониманию.

Уровень гуманности — соблюдение прав человека и социальной справедливости.
Долголетие — средняя продолжительность жизни и доступность медицинских услуг.
Экологическая устойчивость — гармоничное взаимодействие общества и природы.
Технологический уровень — развитие науки и технологий.
Образование — доступность и качество образовательных услуг.
Социальная сплочённость — уровень доверия и мирного сосуществования.

11. Основываясь на изученном вами материале по курсу истории, приведите примеры социальных революций и реформ. Раскройте их революционную и реформационную сущность.

Французская революция (1789–1799): революционная сущность в разрушении монархии и феодального порядка.
Октябрьская революция в России (1917): радикальное изменение политической системы и переход к социализму.
Реформа Столыпина (начало XX века): реформационная сущность в преобразовании аграрной системы без радикального разрушения.
Реформа Александра II (1861): отмена крепостного права в России стала примером постепенного перехода к более прогрессивным социальным отношениям.






ГДЗ по обществознанию 11 класс учебник Гаман-Голутвина, Ковлер Параграф 45-46

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):