Что относится к государственному аппарату? Есть ли среди ваших знакомых государственные служащие? Что вы знаете об их работе? Приведите примеры неравенства, подчинения в сфере административно-правовых отношений. Какие из перечисленных в законе принципов устанавливают общественный контроль над органами государственной власти? Все ли органы государственной власти должны находиться под общественным контролем? На примере пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» император Николай I сказал: «Всем досталось, а больше всего — мне». Как вы думаете, что он имел в виду? Какие государственные контрольные органы, борющиеся со злоупотреблениями властными полномочиями, вы знаете? Какой вид коррупции наиболее опасный? 1. Почему, с вашей точки зрения, столь актуальной стала проблема коррумпированности российского чиновничества? Какие меры в законодательной сфере могут помочь справиться с этой злободневной проблемой? 2. На основе памятки № 1 определите, каким способом сформулировано определение коррупции в параграфе. Найдите перевод этого слова и на его основе добавьте к определению ещё один признак. 3*. Как возможность осуществления контроля со стороны общества соотносится с «защищённостью гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность»? 4. Теоретик анархизма П. А. Кропоткин утверждал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, мешают развитию равенства, а потому порождают всякого рода злоупотребления. Общество, по его мнению, должно укрепляться не государственным управлением, а взаимопомощью, справедливостью и нравственностью. Согласны ли вы с представленной точкой зрения? Какова ваша позиция по поводу роли государственного управления в жизни общества? 5. В 2002 г. Фонд общественного мнения провёл большое исследование об отношении к коррупции в России. Познакомьтесь с результатами одного опроса. Проведите подобный опрос в классе. Сравните результаты. 6. Русская литература XIX в. стала источником многих ярких фразеологизмов, в том числе и касающихся злоупотребления властью. Например, «доходное место» и «административный восторг». Каково значение этих фраз и в чём опасность этих явлений для государства, общества, отдельного гражданина? 7. Напишите эссе на тему высказывания М. Е. Салтыкова-Щедрина «Есть легионы сорванцов, у которых на языке “государство”, а в мыслях — пирог с казённой начинкою».