Может ли рядовой гражданин повлиять на политику? Почему нужна культура демократии? Каковы пути политического самосовершенствования личности? Вопросы и задания к документу 1. Как трактуется понятие политического участия в тексте? Опираясь на материал параграфа, дополните определение этого понятия. 2. Объясните, почему участие граждан в политическом процессе — это атрибут демократического общества и условие эффективности государственной власти. 3. Какова связь между реализацией властью интересов граждан и их участием в политике? Проиллюстрируйте ответ примерами. 4. Как вы понимаете положение о том, что властные структуры должны быть открыты «внешним» импульсам? 1. Что такое политический процесс? 2. Какие типы политических процессов вам известны? 3. Каковы структура и стадии политического процесса? 4. В чём состоят особенности политического процесса в современной России? 5. В чём суть политического участия? 6. Каковы возможные формы политической активности граждан? 7. Почему политическое участие не всегда эффективно? 8. Что такое политическая культура? 1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом — римским божеством, одно лицо которого обращено в прошлое, другое — в будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть. 2. Охарактеризуйте стадии политического процесса на известном вам примере из курса истории. 3. Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните. 4. Проведите небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими одноклассниками. Сделайте сообщение по итогам проведённой работы. 1. В чём заключается связь власти и политики? 2. Как связаны между собой основные компоненты политической системы? 3. В чём состоит роль политической системы в жизни общества? 4. Каково соотношение гражданского общества и правового государства? 5. Как осуществляется избирательный процесс в демократическом обществе? 6. Какое место в политике занимают политические элиты и политические лидеры? 7. В чём заключаются различия политической идеологии и политической психологии? 8. Чем отличаются друг от друга различные формы политического поведения? 9. Какую роль играет участие граждан в политическом процессе? 10. Как связаны между собой политическая система, политическое участие, политическая культура и политический процесс?